Общая информация
Понятие “трудный подросток” включает в себя отклонение от общепринятых норм, что препятствует нормальному воспитанию. Распространенность проблемы составляет 16% среди учащихся средних классов. Наиболее подвержены патологии мальчики, они склонны к проявлению протеста к требованиям взрослых.
Почему появляются сложные подростки
Поведение подростков, которое отклоняется от нормы является стандартной реакцией на нестандартные ситуации. Это может быть реакция на стрессы, неумение проявлять коммуникативные навыки в социуме. Причинами такого поведения служат:
- Биологические причины. Это физиологические, анатомические особенности подросткового организма , которые затрудняют адаптацию в социуме. Предрасполагающими факторами служат поражения нервной системы, соматические заболевания, психические расстройства.
- Психологические. Психологический инфантилизм, примитивное мышление, эмоциональная нестабильность, стремлением подчинять, доминировать.
- Социально-педагогические. Дефекты общественного, школьного, семейного воспитания, накопленный негативный эффект коммуникации с взрослыми;
- Социально-экономические. Плохие материальные, бытовые условия, низкое социальное положение семьи;
- Морально-этическое. Нравственное развитие общества, пропаганды, стереотипы.
Трудность подростков появляется при недостаточности ресурсов для решения актуальных задач развития.
Если у вашего подростка этот период проходит тяжело, вы не знаете, как правильно налаживать контакт, позвоните нашим врачам. Наши врачи на дистанционной консультации окажут психологическую поддержку, объяснят “подводные камни” подросткового кризиса, научат обходить острые углы.
Классификация
По существующим признакам классификация трудных подростков опирается на лидирующий этиологический фактор. Выделяют следующие типы трудных подростков с нарушениями:
Наименование |
Описание |
Коммуникативных навыков |
Отсутствие продуктивной взаимопомощи, общения, сотрудничества. Для подростков свойственно: деспотичность, критиканство, пессимистичность |
Эмоционально нестабильные |
Неврологические патологии, психотравмирующие события. Дети импульсивны, имеют повышенную эмоциональность на стресс |
Пониженные когнитивные функции |
Искаженное интеллектуальное развитие, задержки в развитии. Имеются трудности в школе, низкий интерес к учебному процессу, негативная реакция на учителей, уроки |
Неустойчивой волей |
Эмоциональные переживания, доступность и близость целей. Интенсивные волевые приступы чередуются с безволием |
На основании этой классификации педагоги и врачи могут подобрать эффективные коррекционно-педагогические мероприятия, занятия , составить предварительный прогноз психического развития подростка.
Пример
Родители девочки 11 лет обратились к психологу за консультацией. Она наотрез отказывается учиться, негативно реагирует на просьбы родителей делать уроки и домашние дела. Девочка открыто проявляла агрессию, которая сменялась плаксивостью. На консультации выяснилось, что у ребенка ЗПР, трудности с коммуникативными навыками, понижены когнитивные функции. В работе с психологом удалось скорректировать поведение девочки.
Психология трудных подростков
Трудные дети непослушны, недисциплинированны. Они стараются пренебрегать установленными правилами, отстаивая свое “я” и “хочу”. Подростки ярко демонстрируют независимость, стремятся к самостоятельности, что проявляется в игнорировании требований родителей, в результате получаются частые конфликты. При этом может отсутствовать интерес к учебе, желание стремиться к результатам. Неуважительное отношение к педагогам провоцирует конфликты в школе, дома. При отсутствии помощи со стороны родителей, психологов, подростки начинают уходить из дома, стремясь к уединению. Может возрастать потребность в карманных деньгах, что толкает на воровство. Из-за эмоциональной возбудимости, отсутствию контроля или повышенному контролю со стороны взрослых, подростки чаще ввязываются в драки, грабежи. Характер трудных детей импульсивный, система ценностей примитивна, кругозор ограниченный.
Последствия
Трудные подростки нуждаются в помощи специалистов, родителей, близких родных. В случаях ее полного отсутствия, дети плохо учатся, с трудом заканчивают школу. Осваивать профессию и учиться дальше отказываются. У них отсутствует мотивация к труду, достижению целей, а несформированность нужных навыков приводит к безработице. В этом случае возрастает риск пристрастия к вредным, запрещенным веществам, алкоголю, асоциальному поведению. Возможно формирование психопатий.
В случае если вы не знаете, как мотивировать трудного подростка, найти с ним общий язык — не откладывайте на завтра консультацию со специалистом. Проблема не решится сама собой, но только усугубится.
К какому врачу обратиться
В том случае, если подросток отказывается идти на контакт, выполнять требования, а родители перепробовали все методы, обращаются за помощью к психологу, психиатру, психотерапевту. При необходимости могут быть направлены к логопеду, дефектологу в том случае, если обнаруживаются сопутствующие патологии трудному возрасту.
Методы выявления проблем
При комплексном подходе к проблеме можно скорректировать поведение подростка. Обследование включает в себя:
- Беседу со специалистами. При этом требуется присутствие подростка и родителей. Это даст возможность врачам понять целую картину происходящего;
- Карта наблюдений. В ходе этой методики используется карта наблюдений Д. Скотта;
- Прохождение тестов. Дадут возможность определить наличие агрессии, самоповреждающего поведения, насилия;
- Иные обследования. Неспецифические тесты необходимы для исследований эмоционально-личностной сферы.
При обследовании врачами могут обнаруживаться патологии в развитии ребенка, требующие длительной коррекции.
выбран не существующий Элемент 40945
Коррекция поведения
Главное в работе с трудными детьми - восстановить гармоничные взаимоотношения с окружающими, сформировать положительную самооценку, указать на дела, которые подчеркивают сильные стороны подростка. Для этих целей используется:
- поведенческая психотерапия;
- консультирование всей семьи;
- индивидуальный подход в обучении.
Для этих целей подойдут:
Наименование |
Описание |
Групповые занятия |
Обучают детей коммуникативным навыкам, выстраивать отношения. Проводятся в виде игр, тренингов, упражнений |
Семейная психотерапия |
Находятся способы контактирования через точки общего соприкосновения, используются техники для поиска разрешения конфликтных состояний |
Коррекция учебного процесса |
Педагоги подходят к обучению индивидуально, учитывая особенности обучаемого. Усилия прилагаются для повышения успеваемости |
Воспитание трудных подростков сводится к сепарированию от родителей. Этот процесс должен проходить максимально мягко и комфортно для обеих сторон. Если вы хотите узнать, как мягко это сделать, запишитесь на онлайн-консультацию. На дистанционной консультации наши врачи объяснят нюансы сепарации, проработают все страхи, скорректируют поведение подростка и родителей.
Профилактика
Основной мерой профилактики трудного подросткового периода является благополучная, спокойная семейная обстановка. В этом случае этот период будет проходить без осложнений, сформируется система интересов, ценностей. В случае обнаружения сложностей в переходном периоде важна психологическая помощь.
Частые вопросы
Упор делается не на перевоспитании, а на коррекции поведения. В переходный период в маленьком человеке борются два начала - взрослое и детское. Проходит сепарация от родителей. В этом случае можно только помочь пройти период мягко.
Задача специалиста провести беседу с трудновоспитуемым подростком, научить принимать себя таким, какой он есть.
На этот период влияют семейные взаимоотношения, его психоэмоциональное состояние, наличие отклонений и патологий в развитии.
Заключение эксперта
Переходный период - сложный период для родителей и детей. На сколько он пройдет гладко, зависит от взрослых. В этот момент дети стараются проявить самостоятельность и независимость. Главная задача взрослых помочь ему построить новые ценности, цели, пути достижения. Негативная реакция со стороны родителя может только усугубить течение переходного периода. Поэтому “зажимать в тиски”, рамки подростка не нужно.