Консультации врачей 24/7
Обновлено: 10 июня 2022
Обновлено 10.06

Коммуникативные навыки

Монахова Альбина Петровна Теледоктор 24
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Навыки общения играют важную роль в жизни человека. Это помогает находить общий язык с окружающими, решать ряд задач, проблем. Цели, которые ставит себе человек в коммуникации, разнообразны. Но каждый пытается донести свою мысль, мнение словами.

Коммуникативные навыки

Отличие простого общения от коммуникации

Многие путают два понятия - умение общаться и коммуникативные способности. В процессе общения допустимо проявлять эмоции. В случае же с коммуникацией их быть не должно. Цель общения состоит в том, чтобы установить межличностный контакт, в то время как при коммуникации важно донести информацию.

Общение - понятие довольно широкое. Коммуникация является его составляющей.

Виды коммуникативных навыков

Развитые навыки межличностного общения являются залогом успеха. Они позволят не только устроиться на желаемую должность, но и построить свой бизнес. От коммуникативных навыков зависят отношения с начальством, подчиненными, возможность ставить конкретные задачи, решать вопросы, рабочие моменты.

К основным видам относят:

Наименование

Описание

Информационно-коммуникативные

Включает в себя умение вступать в контакт с людьми, умение слушать, высказывать свое мнение

Регуляционно-коммуникативные

Умение оказывать поддержку, согласовывать слова и действия

Аффективно-коммуникативные

Умение делиться чувствами, переживаниями, выказывать симпатию, эмпатию

Важные навыки коммуникации могут быть и следующих видов:

  • эмоциональный интеллект. Позволяет управлять своими эмоциями, быть стрессоустойчивым. Этот навык является приобретенным и формируется длительное время. Он включает в себя умение управлять собой и отношениями, самосознание, общественное признание;
  • умение лаконично и информативно излагать мысли. Любая речь должна быть нацелена на результат. Иными словами, важно использовать короткую, понятную информацию, приводящую к цели - что нужно передать и что получить;
  • дружелюбие. Люди наиболее расположены к тем, кто дружелюбно к ним относится. Поэтому очень важно выбирать спокойный тон, открытые позы при общении с людьми;
  • уверенность в себе - важный коммуникативный навык. Уверенность даёт ощущение профессионала своего дела, который знает то, о чем говорит;
  • уважение к собеседнику. В этом случае необходимо уважать мнение оппонента, уметь корректно убеждать;
  • умение выслушать и понять. Помогает понять суть сказанного, задавать необходимые вопросы;
  • отсутствие предубеждений. В случае несогласия с мнением оппонента находится компромисс. При этом конфликтные ситуации сглаживаются;
  • правильно сформулированные вопросы. Скорость усвоения информации зависит от грамотно сформулированного вопроса.
Важно! Специалисты с хорошо развитыми коммуникативными навыками востребованы в различных отраслях. Умение грамотно выражать свои мысли поможет избежать конфликтов, недопониманий.

Нарушение коммуникации

На развитие навыков коммуникации влияют воспитание, внутрисемейные отношения, образ жизни. Из-за особенностей средовых воздействий, коммуникативные навыки могут нарушаться. К самостоятельным нарушениям относят:

  • нежелание общаться;
  • склонность к монологам;
  • невосприятие контекста, в котором происходит общение;
  • преобладание оценочных суждений.

Порой у некоторых личностей нарушения могут быть патологической симптоматикой какого-либо заболевания, умственной отсталости.

Как развить коммуникативные способности

Чтобы развить высокий уровень коммуникативных навыков и применять их во всех сферах своей жизни, стоит соблюдать некоторые правила и методики для их развития.

Проявление инициативы

Многие признают, что данный навык является сложным. В этом случае приходится с трудом преодолевать замкнутость, страхи, застенчивость. Чтобы развить коммуникативность необходимо первым начинать разговор, демонстрировать заинтересованность в собеседнике. Если оппонент не готов к беседе, не нужно напирать, настаивать.

Открытость - залог успеха

Делиться своими эмоциями, мыслями, переживаниями необходимо. Благодаря этому появляется круг единомышленников. Это способствует росту самооценки, формируется позитивный взгляд на жизнь.

Умение слушать

Данный навык является базовым коммуникационным. Как показывает практика, люди готовы встречаться и общаться с людьми, которые готовы их выслушать. Это помогает лучше понимать собеседника, увидеть ошибки и исправить их.

Больше читать и участвовать в культурных мероприятиях

Все это позволит расширить кругозор, увеличит словарный запас. Благодаря этому речь станет грамотной, выразительной. Посещение культурных мероприятий повышает самооценку, вдохновляет, дает возможность познакомиться с новыми людьми, получить знания.

Язык телодвижений

Помимо умения грамотно говорить, знание языка телодвижений открывает большие возможности перед людьми. Всегда можно “прочитать” человека, его настроение, расположенность по простым движениям. Это позволит быстро принять решение о дальнейшем ходе разговора. Кроме того, подавая невербальные сигналы оппоненту можно расположить его к себе, грамотно донести информацию.

Монахова Альбина Петровна Европейская Юридическая Служба
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Получить консультацию

Запишитесь на онлайн консультацию, если вам сложно проявлять коммуникативные навыки в общении с людьми, одолевают страхи, есть желание стать коммуникабельным человеком. Наши психологи на дистанционной консультации дадут необходимые рекомендации, помогут выявить причину, проработают страхи, проведут психоанализ. Наши врачи работают для вас круглосуточно.

Простые правила

В психологии выделяют несколько простых универсальных правил для общения. Сюда можно отнести:

  • мысль, которая озвучивается, должна быть понятна собеседнику и тому, кто ее озвучивает;
  • оба собеседника должны быть готовы к взаимопониманию;
  • все сказанные фразы должны иметь только один смысл, быть конкретными, точными;
  • внимательно изучать невербальные сигналы при общении, интонацию, мимику.

Соблюдая эти правила, коммуникативные умения будут с каждым разом все лучше. Что позволит достигать поставленных целей.

Пример Девушка пригласила своего партнера на день рождения. Придя в гости, молодой человек понял, что никого из приглашенных не знает. В результате он предпочел весь вечер общаться со своей возлюбленной, стараясь избегать контактов с другими. Позже он отмечал, что боялся подойти и заговорить с гостями.

Частые вопросы

Как диагностируются коммуникативные навыки?
+

Проводится при помощи психологических тестов. Они дают возможность определить уровень коммуникации, организаторских способностей, общительности. Чаще всего диагностирование проводится по инициативе работодателя, для подтверждения диагноза.

Когда формируются коммуникативные способности?
+

Активное формирование происходит у детей в дошкольном возрасте. В процессе общения со взрослыми, кроха усваивает модель поведения, взаимодействия, обучается нормам, правилам поведения.

На что влияют коммуникативные навыки?
+

Общение с другими людьми - важная часть в формировании личности. Благодаря этому человек учится управлять поведением, организует свою деятельность, решать разнообразные задачи.

Во всех профессиях нужны развитые навыки коммуникации?
+

По большей части это необходимо педагогам, журналистам, психологам, маркетологам, продавцам. Людям с иными профессиями развивать навыки общения также необходимо.

Заключение эксперта

Способность людей взаимодействовать друг с другом называется коммуникация. Отлично развитые коммуникативные навыки позволяют находить общий язык с окружающими людьми, высказывать свое мнение. В современном мире социально-коммуникативные навыки являются важной составляющей. Чтобы овладеть и применять их достаточно соблюдать правила, понимать их суть и применять на практике.



Источники

  1. ... Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Изд-во «Политиздат»,2011- 288 с.
  2. ... Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2004.- 376с.
  3. ... Гавра Д.И. "Материалы научно-практической конференции 2004 г." -Коммуникативная компетентность личности: структурная трансакционная модель.- Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2004
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ