Причины
Когда человек сталкивается с чем-то новым, активируются участки мозга, которые отвечают за поощрение, любопытство. Это вызывает неподдельный интерес и в этот момент запускается механизм более глубокой обработки данных.
Вот лишь некоторые из причин, которые могут объяснять психологический эффект новизны:
- Более детальная обработка поступившей информации.
- Усиление новых нейронных связей в головном мозге.
- Эмоции, зарождающиеся в ответ на неожиданность.
Возникающие эмоции, связанные с новизной, могут быть отрицательными и положительными. К первым относят дискомфорт, тревогу, страх, ко вторым — радость, вдохновение, изумление, восхищение, живой интерес. Примером из жизни может послужить ребенок, которому подарили новую игрушку. Он с нескрываемым интересом, нетерпением и любопытством будет ее изучать. А пожилой человек будет испытывать неуверенность, страх, тревогу, если ему подарить смартфон.
Влияние на жизнь
Эффект новизны влияет на то, как люди воспринимают друг друга, как контактируют с окружающим миром, как выстраивают социальные контакты и принимают решения. При знакомстве с кем-то в новой компании, среди друзей человек, как правило, проявляется повышенный интерес к «новичку» чтобы узнать что-то интересное и почерпнуть новую информацию. К слову такой психологический эффект минимален у друзей, старых знакомых - окружающие замечают лишь последние явные изменения, новости о них.
Чувство новизны встречается при покупке новых вещей, когда появляется желание чего-то новенького. Как результат человек старается покупать много и часто, в итоге ценность вещам теряется. Ученые считают, что полезна именно умеренная новизна. Чрезмерная способна привести к стрессам, перегрузке, истощению.
Чтобы понять, как на человека влияет эффект новизны, достаточно рассмотреть различные сферы его применения.
Наименование |
Описание |
Маркетинг |
Реклама считается самым распространенным полем для использования эффекта новизны. Компании используют желание потребителя купить что-то новенькое. Это позволяет успешно продвигать товары, услуги. Благодаря новизне сама реклама запоминается на 65% лучше. Но, чем больше новинок, тем хуже эффект, так как рынок становится пресыщен |
Межличностные отношения |
Можно наблюдать изменения в отношениях в зависимости от поступившей информации |
Искусство |
Ярким примером выступают разнообразные художественные веяния, стили, например, модернизм, концептуализм |
Эффект новизны с успехом используется для улучшения качества жизни. Например, для освоения нового хобби, обучения новым технологиям. Использовать такой эффект можно в науке, образовании, в новых увлечениях, открытиях, путешествиях, да и, фактически, во всех сферах жизнедеятельности.
В некоторых случаях тяга к новому способна стать причиной нежелательных последствий. Патологическое стремление к новизне может проявится в алкогольной зависимости, употреблении запрещенных веществ, в желании переступить «букву закона». Чтобы справиться с подобным явлением нужна помощь психолога.
Инструмент управления жизнью
Оказывается, что использовать эффект новизны можно и для изменений в своей жизни. В первую очередь это изменение отношения к самому себе. Ярким примером может служить героиня Алисы Фрейндлих — Людмила Прокофьевна. В начале фильма она «серая мышка», в конце — яркая, эффектная женщина. Психологи рекомендуют удивлять окружающих, иногда даже эпатировать. Конечно, не нужно переходить все границы и красить волосы в непонятные цвета, бить татуировки на лице и вставлять в уши тоннели. Но, изменяться нужно, чтобы окружающие люди видели в вас другого человека и стремились к контакту, общению. Этот эффект поможет и в работе.
Другим вариантом применения в своей жизни новизны является желание порадовать себя чем-то. Тут нужно проанализировать, что в прошлом вызывало бурю восторга и счастья. Например, рукодельница может порадовать себя новым набором вышивки, модница — новой помадой. Конечно, совершать траты на постоянной основе не стоит, так как эффект новизны, к сожалению, быстро пропадает.
Влияние на восприятие
Эффект новизны приводит к тому, что люди начинают обращать внимание на новую информацию. Кроме того, доказано, что новое влияет на ощущения, заставляя человека досконально изучать полученную информацию.
- Особое внимание. Человеческий мозг на что-то новое реагирует остро, индивид становится более внимательным, бдительным, наблюдательным, что необходимо для большего сбора информации.
- Улучшение памяти. Новая информация запомнится быстрее и лучше, что обеспечит ее быстрое воспроизведение в будущем.
- Успешное обучение. Человек активнее будет изучать, исследовать новинку, что позволит более глубоко проанализировать и понять ситуацию.
- Эмоциональный фон. Любая новинка приводит к повышению эмоций — как отрицательных, так и положительных.
Иногда эффект приводит к тому, что люди больше ценят последнюю информацию и запоминают ее лучше. Это, своего рода, искажение восприятия, особенно, если последним событиям придается огромное значение.
Частые вопросы
Это склонность индивида принимать во внимание и придавать наибольшее значение информации полученной ранее.
Тем, что при новизне человек акцентирует все внимание на новом, будь то покупка, информация о знакомом или незнакомом человеке. При эффекте первичности предпочтение отдается ранее полученной информации.
Он прямым образом связан с обучением, поскольку новая информация может привлекать больше внимания и лучше запоминаться.
Заключение эксперта
Эффект новизны — это явление, часто встречающееся в психологии и маркетинге, которое описывает, как новые и неожиданные вещи могут вызывать больший интерес и привлекать внимание человека. Этот эффект может быть использован для привлечения внимания к новым продуктам, идеям или концепциям. Он подчеркивает важность оригинальности и уникальности для вызова интереса у потребителей.