Общая информация
Фантазирование просто необходимо для гармоничного развития ребенка. Оно помогает развиваться воображению, памяти, абстрактному мышлению. Патологическое же фантазирование считается психическим расстройством. При этом фантазии индивида преобладают в сознании, приводят к расстройствам поведения. Чаще всего патология регистрируется у детей начальных классов, малышей в детском саду, подростков, у людей в преклонном возрасте с признаками инфантилизма.
Синдром патологического фантазирования формируется на основании изменений мышления и эмоций. Это могут быть неконтролируемые влечения, импульсивность, сверхценные цели и идеи. Симптоматика зависит от возраста больного — у дошкольников такое фантазирование изменяет мечты, у детей начальных классов патология меняет игры, у подростков — самомнение, речь.
Причины
Почему развиваются бредоподобные фантазии до конца не выяснено. Ученым удалось установить, что способствуют развитию синдрома следующие факторы:
- Расстройства влечений. Для них характерен импульсивный характер, преобладают аутоагрессивные, сексуальные, садистские влечения. У некоторых выявляется страсть к поджогам.
- Сверхценные идеи. Синдром фантазирования развивается на фоне одержимости какой-то идеей. Доминирует желание самоутверждения, мести.
- Аффективные нарушения. Характеризуется короткими депрессивными, дисфоническими состояниями. Возможен бурный аффективный всплеск.
Возможной причиной чрезмерного фантазирования у подростков выступает психофизический инфантилизм.
Если вы заметили у своего ребенка бурную, патологическую фантазию, не медлите с обращением к специалистам. Дистанционно наши психологи разберут ваш случай, дадут необходимые рекомендации, подскажут, как себя вести рядом с проблемным ребенком, окажут психологическую поддержку.
Симптомы
Проявления, конечно, зависят от возраста, но чаще дети стараются уединяться, неохотно идут на контакт, из игры их вытянуть тяжело. Таким больным не интересны живые люди, общение, социум, они не всегда используют для своих игр игрушки. Это вполне могут быть части своего тела, различные предметы.
Симптоматика у детей дошкольного и школьного возраста
При болезни представления мысленно оживляются. Возникают яркие, реалистичные образы, сопровождающиеся реальными ощущениями. Ребенок получает удовольствие от произвольно вызванных образных фантазий.
Дети отчетливо представляют животных, людей, сказочных существ, которых наделяют именами, прозвищами. Вместе с героями дети путешествуют, а также могут представлять себя в роли игрового персонажа из компьютерной игры.
Навязчивое фантазирование встречается при шизофрении, шизоидной психопатии на стадии формирования, при психогенных реакциях гиперкомпенсации.
Клиника при психических патологиях
Проявления патологического фантазирования в случаях психических отклонений будут зависеть от основной патологии:
- Малопрогредиентная шизофрения. Фантазии будут далеки от реальности, а взрослые, как правило, узнают о наличии проблем только на консультации у психолога. У детей может наблюдаться извращенное сексуальное влечение, а фантазии становятся садистскими. Такое фантазирование переходит в псевдогаллюцинации.
- Шизоидная психопатия. Фантазии образовываются на фоне психотравмирующих переживаний. Дети придумывают персонажей-ровесников, которые выполняют все их требования и хотелки, могут представлять себя успешными или знаменитыми людьми.
- Психогенные расстройства. Компенсаторное фантазирование развивается при чувстве неполноценности, при сильных переживаниях, сверхценных страхах. Фантазии представляют собой персонажей помогающих, защищающих ребенка.
- Эмоциональная депривация. Связана с нехваткой родительского внимания, заботы. Ребенок создает образы, которые уделяют ему внимание, ходят с ним в школу, на экскурсии, помогают.
Особой формой патологического придумывания является фантазирование познавательного характера. Оно основано на увлечении ребенком одним вопросом, например, составлением маршрутов, географических карт, черчением схем.
Признаки в подростковом возрасте
Бредоподобное фантазирование проявляется в самооговорах, преобладают садомазохистские наклонности. У мальчиков фантазия может проявляться в виде ограблений, угонов машин, шпионской деятельности. Родные часто находят записки с измененным почерком якобы от главарей банд, секретных организаций с негативным и агрессивным содержанием.
У девочек часто встречаются оговоры других в изнасиловании. При этом подростки искренне верят в правдивость изложенного ими.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы не знаете, как правильно вести себя с ребенком при патологическом фантазировании. Наши психологи дистанционно разработают план поведения, объяснят, как агрессивную фантазию ребенка перевести в положительное русло.
Виды
Больная фантазия классифицируется по нозологической принадлежности, по клиническим проявлениям и содержанию фантазий. По принадлежности различают:
Наименование |
Описание |
На фоне патологий ЦНС |
фантазии имеют низкую степень адаптации (ригидны), агрессивно-садистские, воображение примитивное |
При шизофрении |
Воображение ненормальное с раннего детства, сопровождается патология деперсонализацией, психическими автоматизмами |
При расстройствах личности |
Ребенок старается самоутвердиться |
По признакам и содержимому фантазий, по возрасту пациента заболевание классифицируется на:
Наименование |
Описание |
С визуализацией фантазий |
Образы пугают малыша, отражают страхи |
Вымышленные миры |
Зарождаются с 6 лет, при этом дети неусидчивые, раздражительные, большую часть времени проводят в фантазиях |
Вымышленные истории |
Фантазии перекликаются со лживостью, самооговорами, оговорами на сексуальной почве |
Перевоплощения в игре |
Характерно для детей от 7 до 14 лет, ребенок вживается в выбранную им роль |
Компенсаторная фантазия рождается с 9 лет и уравновешивает фрустрацию. Чаще связана с сильными переживаниями ребенка, может быть инструментом защиты. В 6-13 лет развиваются фантазии об увлечениях.
Осложнения
Патологическое фантазирование способно привести к бредоподобным мечтам, что приравнивается к психическим нарушениям. Человек входит в роль настолько, что окружающие люди ему верят. При фантазировании у взрослых возможны спонтанные покупки дорогих вещей, за которые те не в состоянии расплатиться. При отсутствии нравственности, высок риск развития преступного поведения. Чрезмерная фантазия осложняется депрессией, повышается риск суицидального поведения.
Постановка диагноза
Диагноз ставится на основании анамнестических данных, клинической беседы, психодиагностики. Для выявления проблемы обращаются за консультацией к психологам, психотерапевтам, психиатрам. При помощи инструментальных методов обследования учитываются выписки невролога. К инструментальным методам относят:
- МРТ;
- КТ;
- электроэнцефалографию.
Дифференциальная диагностика проводится с непатологическими фантазиями и основана на ряде критериев. Это может быть стереотипность фантазий, наличие или отсутствие критического мышления, оторванность от реальности.
Отличие фантазий от патологии
Период нормального развития обусловлен присутствием сюжетно-ролевых игр. В этом случае у малышей есть несколько любимых героев, с которым они активно играют. При этом копируются поведение, одежда, интонация любимого персонажа.
Патология |
Норма |
Возникают спонтанно или наплывами |
Развиваются по воле ребенка |
Игры оторваны от реальности, малыш с трудом переключается на внешний мир |
Все игры так или иначе связаны с реальностью |
Фантазии причудливы и часто непонятны окружающим |
Образы и сюжеты понятны близким |
Игры постоянно повторяются, стереотипны, выбранный герой присутствует постоянно и меняется редко |
Фантазии гибкие, часто меняются |
Появляется агрессия, если ребенка «выдергивают» из мира фантазий или не желают участвовать в них |
Вымысел одинаково подходит для групповой и индивидуальной игры, возможно присоединение других людей в процесс фантазирования и игры |
На сюжетную линию, выбранную ребенком, повлиять невозможно или очень сложно |
Дети в состоянии договариваться, менять сюжет игры |
Роли распределены и не изменяются |
Дети договариваются кто за кого «играет», в процессе роли могут меняться |
Действия однотипны, моторика однообразна, движения одинаковы, действия и движения не всегда могут сочетаться с сюжетом |
Игра идет по сюжету |
Эмоции яркие, агрессивные, высокий риск суицида |
Эмоциональная окраска разнообразная |
Присутствует визуализация придуманных героев или себя в определенной роли |
Визуализации нет |
Важным отличием является тот факт, что при патологической фантазии дети верят в то, что придумали. Для них все игровые события — реальность. При этом ребенок может забыть, что он в магазине, на уроке и продолжать фантазировать.
Что можно сделать
В первую очередь, надо лечить основное заболевание, если оно имеется. Могут назначаться психотропные препараты, транквилизаторы, нейролептики, ноотропы, антидепрессанты.
Эффективно зарекомендовала себя гештальт-терапия, проводится коррекция эмоционального состояния, формируется адекватная самооценка. Заключительный этап — социальная адаптация. Проводятся реабилитационные мероприятия, организовывается все для нормального принятия ребенка окружающими. Допускается возвращение в школы, детские сады.
Пример из практики
Василий, 7 лет, с родителями обратился к психологу с проблемой зависимости от патологической фантазии. Родители рассказали, что у сына развилась особая фантазия, которая влияет на его повседневную жизнь и отношения с окружающими.
Вася придумал себе вымышленного друга по имени Марти, который является его верным спутником во всех приключениях. Однако, с течением времени, Вася все больше погружается в свою фантазию и начинает отделяться от реального мира. Он проводит большую часть времени в своей фантазии и стал игнорировать настоящих друзей и семью.
Марти, по мнению Василия, обладает сверхъестественными способностями и помогает ему решать проблемы и справляться с трудностями. Вася все больше и больше углубляется в свою фантазию, становится агрессивным, когда его прерывают от фантазирования и все более отстраняется от реального мира.
У Василия возникла патологическая фантазия, которая стала контролировать его поведение и отношения. Необходимо помочь Васе вернуться к реальности и более здоровым формам воображения, чтобы предотвратить ухудшение его отношений и успешно функционировать, как обычный семилетний мальчик.
Для этого родители водили мальчика на регулярные сеансы терапии с использованием ролевых игр и художественного творчества. Целью было помочь Васе перенаправить свою фантазию в положительное русло, учиться различать реальность от вымысла и строить здоровые отношения с окружающими.
С помощью терапии Вася начал осознавать, что воображение и фантазия - это важные инструменты для развития, но они должны быть в балансе с реальным миром. Он научился более гибко открываться своим родителям, а также находить реальных друзей для игры и общения. В результате, Вася начал постепенно уменьшать время, проведенное в своей патологической фантазии, становясь более вовлеченным в реальность и поддерживающим более здоровые отношения.
Частые вопросы
Пациенты с патологическим фантазированием часто теряют контроль над своими мыслями и могут изолироваться от реальности, проводя большую часть времени в своих грезах. В норме такого быть не должно.
Может быть психологической защитной реакцией на травматические события или эмоциональное насилие, быть симптомом некоторых психических заболеваний.
Лечение состоит из комбинации терапевтических подходов. Может использоваться психотерапия, лекарства для снижения симптомов.
Заключение эксперта
Патологическое фантазирование встречается в детском возрасте. Проявляется в отстраненности ребенка от окружающего его мира, полном погружении в свои фантазии. Больной искренне верит в их существование, проявляет небольшой спектр эмоций, чаще негативных. Патологическое придумывание сопровождает ряд заболеваний, например, шизофрения, также оно встречается при аутизме. Лечение комплексное и проводится под наблюдением психиатров, неврологов, психологов.