Общая информация
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности. Для нормального восприятия письменного текста человеку необходимо овладеть слоговой структурой слова, понимать его значение и связь с другими словами в предложении. Во время чтения задействованы глаза и соответствующие участки головного мозга, отвечающие за восприятие текста.
Если какой-то из этих навыков выпадает или не формируется в полном объеме и при этом у человека нет болезней органов зрения, говорят о развитии дислексии. По статистике, с такими проблемами сталкиваются от 9 до 12% населения, причем распространенность патологии не зависит от культурных и иных факторов.
Дислексия считается детской болезнью — подавляющее большинство диагностированных случаев обнаруживается именно у детей, при этом у мальчиков она встречается почти в 5 раз чаще, чем у девочек. Изучением и коррекцией патологии занимается психология, логопедия и неврология.
Причины развития
Несмотря на то что дислексию часто называют болезнью гениев, к ее развитию приводит минимальная мозговая дисфункция, одна из разновидностей энцефалопатии, и задержка созревания коры головного мозга. Из-за этого дислексия у детей зачастую ассоциирована с этими факторами:
Причины |
Описание |
Перинатальные |
Во время беременности на развитие мозга малыша могут влиять различные проблемы, наиболее частыми из них считают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, обвитие пуповиной, тяжелые роды и родовые травмы. |
Постнатальные |
Основными причинами дислексии после рождения становятся травмы головы, нейроинфекции (например, менингит), тяжелые и длительные заболевания. |
Социальные |
Проблемы с чтением могут быть следствием педагогической запущенности, неадекватного речевого окружения, отсутствия общения со сверстниками, проживание в билингвальной среде и несформированность устной речи вообще. |
Дислексия у взрослых часто становится следствием повреждения мозга, которое может возникать из-за черепно-мозговых травм, инсульта, демиелинизирующих и цереброваскулярных заболеваний и различных деменций.
Дети с дислексией могут сталкиваться с трудностями в обучении, поэтому важно обнаружить проблему и начать ее корректировать на самых ранних стадиях. Чтобы не пропустить первые симптомы дислексии, детей из группы риска необходимо периодически обследовать у врача.
Разновидности
Классификацию проводят по клиническим проявлениям, трудностями, с которыми человек сталкивается при чтении, и некоторым другим признакам. Дислексия может протекать изолированно или сопровождаться другими нарушениями восприятия письменной речи. По проявлениям различают дислексию (частичное нарушение) или алексию (полную неспособность человека различать написанный текст).
Основные виды выделяют по тому, какие сложности при чтении возникают:
- Фонематическая — трудности с восприятием звукового состава слова.
- Мнестическая (акустическая) — вид дислексии, при котором не получается соотнести букву и звук.
- Оптическая — связана с нарушением зрительного восприятия и невозможностью видеть слова.
- Аграмматическая — непонимание грамматического строя речи, трудности с усвоением таких правил.
- Семантическая — сложно воспринимать весь текст, ускользает значение слов и их связь друг с другом.
- Тактильная — развивается у тех, кто плохо видит, вследствие нарушения тактильного восприятия.
Также различают латеральную, проявляющуюся как сложность с восприятием отдельных букв, и вербальную, при которой человек не может читать слова и предложения.
Симптомы
Симптоматика зависит от формы заболевания, возраста и некоторых других факторов. Наиболее распространенными признаками дислексии считаются следующие:
- звуки заменяются схожими, в словах появляются лишние или исчезают нужные слоги, они меняются местами;
- нарушается понимание прочитанного текста;
- путаются падежные окончания и не происходит согласования слов как при чтении, так и при говорении;
- не получается запомнить и соотнести буквы и звуки, из-за этого происходит их смешение при чтении вслух и про себя.
Из-за сложностей во время чтения люди с дислексией предпочитают не читать книги или статьи.
Диагностика
Диагноз ставит невролог, логопед или нейропсихолог на основании жалоб родителей маленьких пациентов или взрослого, испытывающего проблемы с чтением. Для этого проводят следующие виды диагностики дислексии:
- Оценка устной речи. Проверяют чистоту звукопроизношения, активный и пассивный словарный запас, умение строить грамматически правильные предложения.
- Проверка письменной речи. У школьников и взрослых проверяют навыки письма — количество ошибок, скорость при переписывании, чтение вслух.
- Другие навыки. Также проводится общее нейропсихологическое обследование, во время которого проверяют другие навыки – интеллект, память, внимание, соответствие развития возрасту, крупную и мелкую моторику.
Для определения причины, которая вызвала дислексию, могут назначать дополнительные исследования — ЭЭГ, КТ, МРТ, анализы для выявления антител к болезни и так далее.
выбран не существующий Элемент 42739
Коррекция
Работу по восстановлению утраченного навыка может вести психолог, дефектолог и логопед с соответствующей специализацией. Коррекция обычно включает:
- коррекцию звукопроизношения;
- проработку грамматических конструкций;
- развитие речевой и слуховой памяти;
- восстановление и отработка других навыков.
Лечение, как правило, длительное и может занимать годы, а в некоторых случаях им необходимо заниматься на протяжении все жизни. Помимо работы в кабинете специалиста, нужна поддержка в виде домашних заданий и помощи родителей. Также врачи могут назначать препараты для коррекции основного заболевания и улучшения работы мозга.
Специфической профилактики дислексии не существует. В общих случаях она направлена на соблюдение здорового образа жизни во время беременности, грамотное и гармоничное развитие ребенка, обращение к врачу при первых признаках недомогания и проведение необходимых профилактических мероприятий по недопущению болезней, вызывающих дислексию.
Во взрослом и подростковом возрасте вылечить дислексию можно онлайн. Занятия проходят так же, как и очные, но с применением веб-технологий. Такое лечение оптимально встраиваться в рабочий или учебный график и позволяет эффективно восстановить навык. Чтобы подобрать специалиста, записывайтесь на онлайн-консультацию.
Частые вопросы
Этим термином называется такое нарушение, при котором ребенок или взрослый испытывает трудности или вообще не может распознавать написанный текст.
У малышей она проявляется общими симптомами дефицита внимания и трудностями с координацией в пространстве. У подростков и взрослых — ошибками на письме и нелюбовью к чтению.
Если он нормально видит и у него нет других соматических проблем, необходимо найти логопеда или дефектолога, который работает с дислексиками.
Заключение эксперта
Дислексия представляет собой нарушение способности овладения навыками чтения. Обычно она развивается в детском возрасте, но может диагностироваться и у взрослых после травм и некоторых болезней. Диагноз ставится на основании обследования у профильного специалиста. Лечение направлено на восстановление утраченного навыка и обычно включает длительную работу с логопедом и дефектологом. Также оно может включать терапию основного заболевания.