Профессиональный кризис: что может послужить фактором его развития?
Кризисы профессионального развития могут быть обусловлены различными детерминантами:
Факторы |
Описание |
Качественные изменения методов ведения деятельности |
Каждый человек, который только начинает свой трудовой путь развития, сталкивается с точкой невозврата. Чтобы начать эволюцию себя, как эксперта, выработать свой уникальный стиль, ему приходится кардинально пересмотреть действия. Иными словами, чтобы достичь более высокой квалификации он должен совершить поступок на работе, который будет свидетельствовать о его состоятельности. Если не демонстрировать свою активность, даже если она превышает возможную личностную норму, то придется смириться с текущим положением дел, что может привести к эмоциональному выгоранию. |
Неудовлетворенность человека статусом и положением в социуме |
Кризис на работе может возникнуть по той причине, что сотрудник испытывает постоянное интеллектуальное, психологическое и эмоциональное напряжение. Если он не может показать весь свой профессионализм, то он начнет искать иные способы самовыражения. Зачастую именно это становится причиной смены работы или направления деятельности. |
Социально-экономические факторы |
Причинами, которые являются тормозом развития, являются неудовлетворенность материальным положением человека. Если должность предусматривает низкую зарплату, то у сотрудника пропадает какая-либо мотивация к саморазвитию. В эту же категорию факторов относятся сокращение персонала, ликвидация предприятия, смена места жительства. |
Психофизиологические возрастные отклонения |
Как показывает практика, чем старше становится человек, тем больше снижается его работоспособность. Ухудшение здоровья и самочувствия, проблемы с концентрацией внимания, моторикой, реакцией, усталость — все это может привести к кризису. Зачастую эмоциональное перенапряжение, которое перерастает в кризис профессионального самоопределения, возникает при трудоустройстве на новую работу или аттестации специалистов. |
Фазы развития кризисной ситуации
Как и любое другое кризисное явление, кризис в своем развитии проходит 3 этапа:
- Предкритический. На этой фазе человек начинает чувствовать недовольство своей работой, карьерой и уровнем квалификации. К сожалению, на этом этапе распознать проблему практически невозможно, несмотря на психологический дискомфорт, который испытывает работник.
- Критический. При наступлении второй фазы человек осознает, что он полностью неудовлетворен своей карьерой. Для устранения дискомфорта он начинает искать способы, как изменить ситуацию, что приводит к еще большему психологическому напряжению.
- Посткритический. Заключительная фаза кризиса приводит к изменению сознания человека: он выходит на новую ступень развития, меняет свою точку зрения на возникшую ситуацию.
Как показывает практика, кризис профессии не всегда приводит к положительному решению ситуации. В некоторых случаях человек становится пассивным и безразличным, что приводит к профессиональному спаду и тормозит его развитие.
Если вы чувствуете, что кризис профессионального развития, приводит к апатии, депрессии, моральному разложению, лени или пьянству, то воспользуйтесь услугами психологов в режиме онлайн. Психологи помогут найти выход из ситуации, направить ваш потенциал в правильное русло и решить проблемы выбора.
Нормативные кризисы профессионального развития
Каждый из переходов с одной стадии кризиса на другую имеет свои психологические особенности. Они были описаны Э. Ф. Зеером, который является автором концепции профессионального становления.
1. Кризис выбора
Это первый крупный кризис развития, который в большинстве случаев формируется в процессе подготовки человека во время обучения в вузе или СПО. Студент, который столкнулся с новым бытом, может иметь неудовлетворенность образованием и степенью подготовки в учебном заведении. Сильное раздражение вызывают конкретные предметы, что приводит к мысли о том, что он сделал неправильный выбор при поступлении в вуз или колледж. В большинстве случаев с этой кризисной ситуацией сталкиваются студенты первого и последнего курса. Если преодолеть внутренний конфликт не получается даже при появлении социально-профессиональной мотивации, то вывод о продолжении учебы может быть печальным — студент отчисляется из университета.
2. Кризис профессиональных экспектаций
Стадия профессиональной адаптации — сильнейший стресс для только что окончивших вуз специалистов. Новый коллектив, общение с коллегами разных возрастов, иерархия, новая социальная роль, ответственность — все это заставляет даже стрессоустойчивого человека испытывать определенные трудности. Усугубляет состояние и, как следствие, приводит к профессиональному кризису понимание того, что реальная работа совершенно противоположна ожиданиям и представлениям, которые сформировал человек во время обучения.
3. Кризис профессионального роста
Кризисы личности, а в частности ее профессионального становления, возникает спустя 3-4 года работы. За годы успешного труда сотрудник имеет опыт качественного выполнения должностных обязанностей, знает свой социально-профессиональный статус в иерархии компании. Но в один из дней человек понимает, что этот статус или занимаемая должность не соответствуют его квалификации, уровню мастерства. Если на этом пути он не видит перспектив для профессионального роста, то ценный кадр может уволиться с прежнего места работы.
В некоторых случаях наступает стагнация — человек начинает мириться со своей работой. Иногда это длится до пенсии, так как сотруднику не хватает смелости сменить рабочее место или есть страх, например, не устроиться в новую компанию в силу возраста.
4. Кризис социально-профессиональной самоактуализации
Человек, который растет в своей профессиональной карьере, может достичь потолка. Иными словами, его мастерство позволяет говорить о том, что он перерос занимаемую должность. Как понять, что это произошло? Если человек не имеет возможности самореализации, применения всей полноты своих талантов, то такой работник неминуемо сталкивается с кризисными ситуациями, который выражается в неудовлетворении работой, руководителем компании, окружением.
Из этого кризиса может быть два выхода:
- продуктивный, когда человек начинает творить, изобретать, внедрять инновации, проявляет сверхнормативную активность;
- деструктивный — проявление цинизма, развитие депрессии, увольнение с работы, частые конфликты с коллегами и алкоголизм.
Какой именно будет исход карьеры — неизвестно. Зависит от умения человека решать свои внутренние конфликты и находить рациональный подход к изменениям жизни.
5. Кризис социально-профессиональной адекватности
Обусловлен этот сложный этап в карьере психофизиологическими факторами и профессиональными деформациями. Чем более возрастным становится работник, тем большую физическую немощь он показывает. Это препятствует выполнению работы, которая подразумевает физический труд.
Частые вопросы
Если обратиться к трактовке понятия «трудоголизм» в психологической науке, то под ним понимают форму деструктивного поведения человека. Это болезненная зависимость человека от труда. Зачастую развивается у людей, которые столкнулись с возрастным кризисом. Очень долго симптомы патологии не проявляются, но, в конечном счете, человек понимает, что работа не приносит ему удовольствия. Он пытается достичь новых высот, погрузившись в деятельность, но не всегда это получается сделать. В итоге, это приводит к внутреннему конфликту, который несет в себе большую психологическую опасность для трудоголика.
Учитывая, что первый раз с подобным кризисом сталкиваются еще подростки (некоторые поступают в колледж после 9-го класса), меры профилактики кризисных ситуаций очень важны. Основную роль в этом играют учителя, социальные педагоги, которые должны информировать школьников о существующих профессиях, проводить дни профессиональной ориентации. Это позволит подросткам самоопределиться и сделать правильный выбор будущей сферы деятельности, что избавит от рисков развития кризиса профессиональных экспектаций и выбора профессии.
Чтобы кризис развития не привел к деструктивным последствиям, человек должен стремиться на всем протяжении своей карьеры к повышению квалификации и собственных компетенций. Очень важно ставить для себя новые задачи, чтобы решать их. Ну и, конечно же, важны приемы саморегуляции, которые позволят контролировать эмоционально-волевую сферу.
Заключение эксперта
Столкнуться с этим явлением может каждый. Главное, не стоит их бояться, так как есть масса продуктивных способов, чтобы преодолеть трудности на работе. Безусловно, переживание кризиса оставляет отпечаток на судьбе человека — меняется структура его личности, социально-профессиональные установки. Но именно психологическая напряженность становится толчком для развития личности.