Общая информация
Изначально тифлопсихология занималась психологическими проблемами слепых людей. Сейчас это понятие и задачи намного расширились, и к невидящим присоединилась слабовидящая категория людей и частично зрячие. Тифлопсихология имеет свой предмет изучения — психику людей с глубокими нарушениями зрения.
Большое значение для психики человека имеет время наступления слепоты. По этому параметру больные делятся на слепорожденных и ослепших. Первая группа включает людей с потерей зрения до начала развития речи, то есть до 3 лет. Вторая — лиц с сохранившимися образами в памяти.
Чем позже происходит нарушение зрения, тем меньше шансов развития отклонений в работе психики. При этом изменяется динамичность и пластичность ЦНС.
Задачи
Основной задачей тифлопсихологии является изучение психики незрячих, слабовидящих, частично видящих людей. Все задачи делятся на теоретические и практические.
Согласно теоретическому подходу в задачи тифлопсихологии входят:
- Изучение. Нужно выяснить, как степень тяжести зрительных отклонений влияет на психику, как она проявляется.
- Объяснение, описание. Уточняются особенности психики, которые характерны только для людей с отклонениями по зрению.
- Выявление. Обнаруживаются способы компенсации зрительных отклонений на уровне психических процессов.
- Рассмотрение. Выявляются закономерности развития психики на фоне отклонений.
Затем выявляются обоснованные методы, принципы коррекции психических отклонений, которые связаны с нарушениями зрения.
Если говорить о практических задачах, то выделяют следующие:
Наименование |
Описание |
Обоснование с точки зрения психологии |
Объясняются эффективные воспитательные воздействия на незрячих, слабовидящих детей. Могут использоваться специальные методики для управления психикой ребенка |
Объяснение содержания |
Обосновываются методы восстановления поздно ослепших людей |
Использование действенных методов |
Речь идет о воздействии на окружение людей с проблемами со зрением, ищутся средства для комфортной интеграции инвалидов в общество |
Продвижение разработок |
Людям с проблемами зрения становятся доступны каналы получения информации об окружающем мире |
Все эти задачи трудновыполнимы, так как в процессе развития психика незрячих изменяется под действием определенных факторов. Например, существуют различия в характере заболевания, состоянии зрительной функции, качества зрения.
Психологи, работающие со слепыми людьми, используют различные методы и подходы, чтобы помочь им в адаптации и развитии различных аспектов их жизни. Специалисты также заботятся о психологическом благополучии слепых людей и помогают им справляться с эмоциональными трудностями, связанными с их физическим недостатком.
Принцип работы психолога со слепыми людьми
Работа специалиста с незрячими людьми направлена на помощь в адаптации к ограничениям, вызванным отсутствием зрения, и поддержку в развитии навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Принципы работы включают следующее:
- Осознание ограничений и возможностей. Психолог помогает слепому человеку понять, какие ограничения накладывает на него отсутствие зрения, и какие возможности остаются открытыми. Важно помочь пациенту принять свою ситуацию и научиться жить с ней.
- Развитие компенсаторных навыков. Работа направлена на развитие навыков, которые компенсируют отсутствие зрения. Сюда входит обучение использованию трости, чтению шрифта Брайля, ориентации в пространстве и др.
- Поддержка в социальной адаптации. Слепой учится адаптироваться к социальным условиям, которые могут быть трудными для него. Это может включать обучение общению с другими людьми, использование общественного транспорта, посещение общественных мест и т.д.
- Работа с эмоциональными проблемами. Психолог помогает справиться с эмоциональными проблемами, которые могут возникнуть в связи с отсутствием зрения. Специалист работает с депрессией, тревожностью, страхами и др.
- Работа с семьей и окружением. Психолог работает и с близкими людьми слепого человека. Совместно со специалистом близкие учатся понимать потребности человека с ограниченными возможностями и учатся взаимодействовать с ним. Сюда включается обучение родителей уходу за слепым ребенком, помощь супругам в адаптации к новой ситуации и т.д.
Работа психолога со слепыми людьми требует особого подхода и понимания специфики состояния пациента. Она направлена на помощь в адаптации к ограничениям, вызванным отсутствием зрения, и поддержку в развитии навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Особенности развития психики
Психология слепых и слабовидящих различается. Развитие психики у слабовидящих и слепых людей может отличаться от психического развития лиц с нормальным зрением.
Вот некоторые особенности, которые могут наблюдаться у слабовидящих людей:
- Сенсорное восприятие. Слабовидящие люди могут развивать более острые слуховые, обонятельные и тактильные ощущения для компенсации недостаточного зрения.
- Социальная адаптация. Из-за ограниченного зрения слабовидящие люди могут иметь повышенную зависимость от других людей и развивать более сильные социальные связи.
- Психологическое напряжение. Недостаток зрения может вызывать стресс и тревогу из-за ощущения неуверенности в окружающем мире.
У полностью слепых людей психика имеет свои особенности, которые отличаются от психики слабовидящих людей по следующим критериям:
- Развитию других чувств. У слепых людей развитие слуха, обоняния, вкуса и тактильных ощущений часто бывает более выраженным, что помогает им ориентироваться в мире.
- Коммуникации и обучению. Слепые люди могут иметь более развитые навыки в области невербальной коммуникации и использования альтернативных способов обучения и восприятия информации.
- Эмоциональной устойчивости. В связи с особыми вызовами, с которыми сталкиваются слепые люди, они могут развивать более высокий уровень эмоциональной устойчивости и адаптивности.
Стоит отметить, что слепота или слабовидение могут вызвать определенные трудности в социальной адаптации и обучении. Это может привести к развитию некоторых психологических проблем, таких как чувство изоляции, недостаток уверенности в себе или депрессия.
Частые вопросы
Это наука, изучающая особенности психологии людей с нарушениями зрения и специфику их восприятия мира.
Используются различные методики и техники: аудиальная и тактильная реабилитация, обучение чтению по системе Брайля, развитие слуховой и тактильной чувствительности.
Она изучает аспекты адаптации к жизни без зрения, включая развитие самооценки, преодоление социальной изоляции, развитие навыков самообслуживания и принятие собственной инвалидности.
Заключение эксперта
Тифлопсихология является важной наукой, позволяющей лучше понять людей с нарушением зрения и помочь им в их развитии и адаптации. Ее результаты помогают создать более благоприятное общество, где каждый человек может реализовать свой потенциал независимо от своих физических возможностей.