Общая информация
То, как люди будут реагировать на присутствующих зависит от психического состояния, сопутствующего клинического диагноза, окружения, обстановки, личных особенностей. Эффект Зайонца возникает в том случае, когда человек либо видит, либо догадывается, что за ним следят. Эффект способен провоцировать даже родственник, который находится вместе с индивидом в одном помещении, но не совершает никаких действий с ним.
Если человек осознает чье-то присутствие рядом с собой, он начинает выполнять работу еще лучше, быстрее, что помогает повысить производительность труда. Однако, присутствие человека может оказать как положительный, так и отрицательный «ответ» со стороны наблюдаемого.
Об этом эффекте в первый раз услышали в 1920 году, когда американский психолог Ф. Г. Оллпорт изучал эффект присутствия — влияние второго человека на работоспособность первого. Его исследования продолжил тоже американский психолог Роберт Зайонц. Он смог объяснить теорию эффекта аудитории.
Почему меняется поведение
Появление эффекта аудитории связано с чувством возбуждения, вызванного пристальным наблюдением. При этом происходят физиологические изменения, влияющие на двигательные навыки, функционирование человека. Происходит это из-за избыточной активизации мозга, тела.
Когда человек понимает, что за ним наблюдают, на него смотрят, он чувствует, что это отразится на работе. В этот момент человек может допустить ошибку, что сказывается на самооценке, конечном результате деятельности.
Изменение поведения связано с когнитивными процессами. Эффект аудитории усиливается, если наблюдатель не один, а их несколько. При этом эффективность труда может резко ухудшиться или, наоборот, подняться.
Причинами могут выступать:
Наименование |
Описание |
Управление репутацией |
Человек на подсознательном уровне ведет себя так, как хочет, чтобы его воспринимали. Если речь идет о рабочих моментах, то человек стремится показать себя профессионалом и знатоком своего дела |
Социальный инстинкт |
При наблюдении включается желание принадлежности, когда человек понимает свою значимость в коллективе, в выполняемой работе, проекте, исследовании |
Самопрезентация |
При общении с людьми человек показывает свои лучшие стороны, старается преподнести себя с выигрышной стороны, тогда как в одиночестве человек становится таким, какой он есть |
Если человек только начал обучение, взгляды и наблюдение со стороны приведут его в замешательство, смущение, что, очевидно, повлияет на результат работы, обучения. Но, если навыки отточены, наблюдение только повысит производительность.
Применение на практике
Эффект Зайонца чаще всего используется в управлении. Ярким примером служит компания Open Space, глава которой поставил свой рабочий стол в центре зала, где работают сотрудники. Это создает впечатление, что работник всегда на виду, что стимулирует его работать усерднее, не отвлекаться и давать хороший результат.
Если, например, в компанию пригласить именитого специалиста, которого многие знают и уважают, то это повысит производительность труда, а приглашенный будет выполнять роль наблюдателя.
Чтобы повысить качество работы оператора колл-центра, достаточно записывать все их разговоры.
Если вы хотите научиться применять эффект аудитории на практике, запишитесь на онлайн-консультацию. Наши психологи дистанционно объяснят нюансы эффекта Зайонца, расскажут, как научиться избегать конфликтов, как при помощи психологических методик повысить производительность.
Что влияет на эффект аудитории
Эффект социальной фасилитации (общественное влияние, под которым один индивид выполняет работу намного эффективнее находясь под наблюдением) зависит от расовой принадлежности, культуры, наличия или отсутствия психологических заболеваний.
На эффект аудитории влияет и характер человека, его индивидуальные характеристики. Негативный или позитивный эффект зависит только от самого человека. Например, если человек верит в успех, уверен в себе, то и эффект аудитории будет положительным. Если личность страдает от неуверенности в себе, низкой самооценки, не верит в успех, то и результат будет отрицательный.
На эффективность могут влиять:
- Социальное давление. Человек, находящийся в большой группе людей, вынужден подчиняться их правилам, соответствовать их ожиданиям.
- Зависимость от информации. Личность ориентируется на мнение авторитетных людей, считает их источником информации в определенной ситуации.
- Эмоциональное состояние. Большая группа людей способна стать причиной эмоционального возбуждения, что влияет на рабочий процесс.
Влияет на эффект аудитории и социальное сравнение. Человек сравнивает свое поведение с другими в группе и старается изменить его, чтобы соответствовать.
Как избежать негативного влияния
Проявление эффекта аудитории в некоторых случаях бывает отрицательным, например, в виде конформизма. Это означает, что личность подчиняется мнению, поведению большинства даже в том случае, если оно кардинально расходится с личным суждением. Чтобы избежать негативного влияния, достаточно:
- Быть уверенным в себе, иметь нормальную самооценку, быть верным своим ценностям, убеждениям.
- Важно уметь анализировать создавшуюся ситуацию.
- Чтобы сохранять свои позиции, не подчиняться мнению других, нужно уметь анализировать свои убеждения, формировать аргументы.
Не менее важно найти того, кто сможет поддержать, того, кто будет разделять убеждения, ценности.
Частые вопросы
Это состояние, когда человек чувствует себя как на сцене, при этом находясь в компании людей, друзей.
Влияние оказывает размер аудитории, ее состав, отношение к человеку, который находится под наблюдением, а также контекст и ситуация, в которой происходит наблюдение.
Это явление, при котором личность ведет себя по-другому, когда думает, что за ним кто-то наблюдает, даже если это не так.
Заключение эксперта
Эффект аудитории - одна из ключевых концепций в области психологии. Он отражает влияние, которое получает индивид от присутствующих в его окружении людей на его мысли, чувства и поведение. Исследования в области психологии показывают, что эффект аудитории может оказывать сильное влияние на наше восприятие и оценку ситуаций, а также нашу способность принимать решения. Когда мы находимся в присутствии других людей, мы склонны адаптировать свою точку зрения и поведение, чтобы соответствовать нормам и ожиданиям группы.