Консультации врачей 24/7

Деловая игра

Монахова Альбина Петровна Теледоктор 24
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Деловая игра — мероприятие, проводимое для сотрудников, имитирующее производственную ситуацию. Необходима для практического обучения сотрудников. Перед участниками игры ставятся задачи, идентичные рабочим. Такие игры нужны для решения проблем, повышения навыков саморазвития, расширения профессиональных и личных возможностей, творческой деятельности.

Деловая игра

Общая информация

При деловой игре моделируются случаи, имитирующие рабочие ситуации и сложности, которые касаются профессиональной деятельности. Перед участниками ставятся задачи, приближенные к тем, с которыми сотрудники сталкиваются или могут столкнуться на работе (то есть при выполнении своих непосредственных обязанностей). При этом люди делятся на команды. Характер задачи варьирует от простого до самого сложного. Например, они могут касаться вывода нового продукта на рынок и так далее.

Фото: Что такое деловая игра

Что оценивается

Деловая игра, с точки зрения психологии, может оценивать различные аспекты человеческого поведения и психологических процессов. Примером деловой игры выступают бизнес-симуляции и сложные структурные тренинги, которые решают следующие задачи:

Наименование

Описание

Развитие коммуникативных навыков

Помогает участникам развить навыки эффективной коммуникации, такие как: слушание, выражение своих мыслей и идей, установление контакта с другими людьми, сотрудничество

Управление стрессом

Дает возможность практиковаться в управлении стрессом, эмоциональными реакциями в напряженных ситуациях, которые требуют быстрого принятия решений

Развитие лидерских навыков

В рамках деловой игры участники развивают навыки лидерства: принятие решений, делегирование задач, мотивация команды, управление конфликтами

Анализ и стратегическое мышление

Игра требует от участников анализа ситуаций, планирования, разработки стратегий для достижения целей. Это помогает развивать критическое мышление

Руководители оценивают личностные качества сотрудников, уровень владения определенными навыками, особенности мыслительных процессов, уровень коммуникативных навыков.

Обратите внимание! Оценка деловой игры, с точки зрения психологии, может помочь в понимании того, какие аспекты поведения и психологических процессов могут быть развиты и улучшены через такую игровую активность.

Какие цели преследует и как создается

Игра создается специально под определенного заказчика, для каждой фирмы она своя. В первую очередь нужно выявить цель деловой игры, которой может выступать:

  • отработка умений, приобретенных на тренингах;
  • имитация процесса вывода нового продукта на рынок;
  • приспособление к новым структурным изменениям;
  • сплочение коллектива.

Обязательно изучается особенность работы фирмы, чтобы при создании игры приблизить ситуацию к реальным условиям. Создается сюжет, прописываются амплуа, определяются процедуры, создаются системы обработки результатов, вознаграждений, подсчета очков. Каждый этап создания игры согласовывается с заказчиком.

В деловых играх могут принимать участие сотрудники разной иерархии. Подобное в рамках простого тренинга сделать затруднительно. В результате, руководство видит своих сотрудников в деле и имеет возможность оценить компетентность.

Виды деловых игр

По скорости проведения игры встречаются без ограничений, с ограничениями по времени, игры со сжатым временем или в настоящем времени.

  1. По оценке деятельности выделяют бальные оценки работы команды и без оценок.
  2. По результату игры бывают безоговорочными, беспрепятственными, открытыми.
  3. По конечной цели — констатирующие, обучающие, поисковые.

По методу проведения различают луночные, ролевые, групповые, имитационные, организационно-деятельностные, ансамблевые, инновационные.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Если вы проводите деловые игры, но не знаете, как их оценивать, или вы стали участником такой и хотите получить расшифровку своим навыкам, обратитесь к нашим психологам для дальнейшей оценки и разрешения возможных проблем. Дистанционно они помогут развить навыки лидерства, руководства, принятия решений, проанализируют результаты игр, выявят ваши сильные и слабые стороны.

Получите консультацию психолога
Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее

Структура

В основу игр могут входить цели, предмет игры, критерии оценки, модель взаимодействия участников, план, правила. Довольно сложным считается описание объекта моделирования. На роль объекта подойдет стандартный кусок рабочего дня, какая-то задача. В итоге работники выполняют задание, показывая свои навыки, умения, приобретенные при обучении.

Решение вопросов, касающихся профессиональной деятельности требует вовлечения различных специалистов с разными стремлениями и сферами деятельности.

Стандартной составляющей игр является план, который прописывается с элементами:

  • настоящих противоречий;
  • расхождения характеристик деятельности;
  • противоречивости критериев принятия решений;
  • игрового разногласия.

В деловой игре присутствует смешанный способ генерирования происходящего.

Этапы игры

Важным аспектом успешного проведения деловой игры является последовательное выполнение нескольких этапов, каждый из которых имеет свою специфику и цель. Также на каждом этапе участники игры могут эффективно «прокачать» свои навыки и прочувствовать процесс игры:

  1. Подготовительный. Организаторы игры осуществляют ряд важных действий. Проводят анализ основных целей, задач, которые должны быть достигнуты реализацией данного делового симулятора. Определяют основные правила и условия игры, составляют ее сценарий и заранее готовят необходимый материал. Подбирают соответствующие участникам роли, распределяют обязанности и разрабатывают подробный план проведения игры.
  2. Игровой. Считается самым активным, интенсивным периодом в ходе деловой игры. Участники, воплотив в жизнь ранее разработанные роли, активно взаимодействуют друг с другом, решают задачи, принимают взвешенные решения в условиях, максимально приближенных к реальным. Здесь всегда находится место эффекту неожиданности и импровизации, которые способствуют развитию творческого мышления игроков, их аналитическим и стратегическим навыкам. Игровой этап подразумевает активное участие каждого игрока и активное обсуждение результатов.
  3. Заключительный. На этом этапе участники оценивают результаты и анализируют их со стороны. Они обмениваются мнениями, выражают свои мысли и впечатления о ходе игры, делятся рефлексиями и выводами. Часто в рамках заключительного этапа проводятся дебрифинги, где обсуждаются сильные и слабые стороны участников и общий опыт игры. Также на этом этапе подводятся итоги и награждаются победители или отличившиеся игроки.

Деловые игры для сотрудников требуют подготовки игрового процесса, компетентной завершающей части. Взаимосвязанные этапы создают полноценный опыт и позволяют участникам игры осознать и применить полученные знания и навыки в реальной деловой деятельности.

Фото: Преимущества игры

Деловые игры для студентов и школьников

Деловые игры являются эффективным инструментом обучения, который позволяет непосредственно «втянуть» студентов и школьников в реальные деловые ситуации. Игры представляют собой специально разработанные мероприятия, которые имитируют бизнес-процессы и помогают развивать ключевые навыки, необходимые для успешной карьеры в современном мире. Деловая игра для студентов, школьников, детей имеет ряд преимуществ. Их использование становится неотъемлемой частью образовательной программы:

  • Развивают практические навыки и компетенции, применяемые в реальной жизни. Вместо теоретического изучения концепций и принципов, деловые игры предоставляют возможность применять полученные знания непосредственно на практике. Это дает неподражаемый опыт, который они могут использовать в будущей профессиональной деятельности.
  • Встраивают коммуникативные навыки. Работа в группах, принятие обоснованных решений, выстраивание стратегии – все это требует тесного взаимодействия с другими участниками. В ходе игр дети учатся эффективно общаться, слушать и уважать мнения других, а также находить компромиссы и сотрудничать для достижения общей цели.
  • Развитие креативного и критического мышления. Во время игры участники сталкиваются с различными вызовами и препятствиями, которые требуют быстрого и оригинального подхода к решению проблемы. Это стимулирует развитие креативности и способствует формированию критического мышления, что является важным навыком в современной общественно-экономической среде.

Организация деловых игр для студентов и школьников помогает развить лидерские качества и управленческие навыки. Участники игры должны принимать взвешенные решения, руководить группами и демонстрировать способность эффективно организовывать и координировать деятельность команды. Это способствует формированию лидерского потенциала и развитию навыков самоорганизации.

Частые вопросы

Зачем нужна деловая игра в психологии?
+

Применяется для обучения сотрудников, выявления сильных и слабых сторон, для «проигрывания» рабочих ситуаций.

Какие задачи деловой игры?
+

К ним относят образовательную, развивающую, воспитательную. Основным моментом игр является подведение и анализ итогов.

Какие преимущества применения деловых игр в современном бизнесе?
+

Одним из главных преимуществ деловых игр является возможность опробовать различные стратегии и тактики без риска реальных последствий.


Заключение эксперта

Деловая игра становятся все более популярным инструментом, позволяющим представить реальные бизнес-ситуации в форме симуляции и принять оптимальные решения. Подобные игры включают участников в интерактивный процесс, где они должны принимать решения и сталкиваться с последствиями своих действий. Это позволяет эмоционально и интеллектуально вовлечься в игру, лучше понимать бизнес-среду, развивать навыки стратегического мышления, коммуникации, лидерства и коллаборации.

Источники

  1. ... "Деловые игры в психологии" (2015) – Издательство: Проф-Пресс, автор: Иванова О.П.
  2. ... "Психология деловых игр: теория и практика" (2013) – Издательство: Московский психолого-социальный институт, автор: Смирнов А.А
  3. ... "Эффективное применение деловых игр в психологической практике" (2016) – Издательство: Сфера, автор: Петрова Е.С.
  4. ... "Игровые методики в психологической практике" (2012) – Издательство: Питер, автор: Калинина Н.В
  5. ... "Психология деловых игр: введение в методику и анализ" (2018) – Издательство: Академия, автор: Николаева В.А.
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!
Предыдущая статья
Генограмма ...
Следующая статья
Гипноз ...

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ