Консультации врачей 24/7

Стадии конфликта

Монахова Альбина Петровна Теледоктор 24
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Принято выделять 4 стадии конфликта: предконфликтная стадия, собственно конфликт, разрешение, послеконфликтная стадия. Практически у всех конфликтов есть четкая структура. Всегда есть объект конфликтной ситуации, связанный с теми или иными трудностями. Также присутствуют цели и мотивы, которые преследуют участники. Разберемся более подробно в стадиях конфликтов.

Стадии конфликта

Общая информация

Конфликт в психологии — это противоречие интересов, мнений, взглядов, которые возникают в процессе взаимодействия людей. Чаще всего сопровождается конфликтная ситуация отрицательными эмоциями, которые выходят за рамки общепринятых норм. Конфликт несет в себе не только отрицательное, но и положительное действие. Например, стимулирует улучшение и обновление отношений между людьми.

Фото: Возможные причины конфликтов

Как развивается конфликт

Основные стадии протекания конфликта с научной точки зрения есть не что иное, как действие трех последовательных фаз. Переход от скрытой к открытой вражде сторон происходит плавно, а действия участников имеют ограниченные ресурсы. Соперники лишь присматриваются друг к другу. На этой стадии развития еще можно остановить открытую вражду и разрешить конфликт мирными путями.

Фото: Фазы развития конфликта

Далее обстановка накаляется, а враждующие изыскивают другие способы «насолить» оппоненту. В этом случае решить спорный вопрос конструктивным путем уже невозможно. На данном этапе социальный конфликт становится неуправляемым, непредсказуемым.

Третья фаза — пик или апогей конфликта, когда в ход идут все способы, средства, силы. Здесь уже не так важна причина конфликта. Противники стараются нанести друг другу максимальный ущерб.

Монахова Альбина Петровна Европейская Юридическая Служба
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Получить консультацию

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы не знаете, как добиться решения конфликта, как из него можно выйти, как избежать. Наши психологи дистанционно помогут разобраться в ситуации, объяснят, как грамотно вести себя с конфликтными людьми.

Этапы развития

Ученые отмечают наличие последовательности этапов конфликта. Выделяют следующие этапы протекания конфликта: предконфликтная ситуация, эскалация, инцидент, деэскалация, кульминация, завершение, постконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация

Конфликт находится в латентной форме или скрытой стадии. Для этого периода характерно появление негатива, неудовлетворенности оппонентом, ситуацией внутри с последующим нарастанием напряженности. На этой стадии образуются структура конфликта:

  1. Причины.
  2. Главные участники.
  3. Предпосылки.
  4. Объект.

Факты и противоречия на начальных этапах скрыты. Второе название предконфликтной ситуации — инкубационное состояние конфликта.

Осознание причин может быть адекватным и неадекватным. В случае с последним вариантом конфликт устранить полностью не получится.

Важно! Будущие оппоненты еще в полной мере не осознают последствий конфликта, наличие имеющихся противоречий и различий интересов. На этой стадии еще можно решить вопрос мирным путем.

Инцидент

Это внешние, активные действия, направленные на владение спорным предметом. При этом наблюдается порог терпимости напряжения. Если участники спора его преодолеют, наступает стадия эскалации. В инциденте стороны пробуют силы, каждый старается решить спорный вопрос в свою пользу. Инцидент выявляет врагов, союзников, сторонников. Противоборство носит локальный характер, а полностью потенциал противников еще неясен.

Важным элементом в этой стадии является так называемая разведка, сбор информации, выяснение обстоятельств, сил противников, их возможностей, выясняется вопрос, на что готовы участники, какими ресурсами владеют.

Даже после инцидента разойтись «полюбовно» все еще можно. Для этого необходимо сесть за стол переговоров или найти компромисс. Если оппонент заинтересован в конфликте, он выберет тактику противодействия, в этом случае конфликт будет накаляться.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Если вы не умеете решать конфликты мирно, обратитесь за дистанционной консультацией к нашим психологам. Вы сможете разобраться в ситуации, поймете, как правильно общаться с людьми, проработаете свои комплексы, разберете причины конфликтной ситуации.

Получите консультацию психолога
Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее

Эскалация

Может развиваться вяло, волнообразно, круто. Число предъявляемых требований нарастает, они становятся более эмоциональными, жесткими.

Наименование

Описание

Непрерывная

Степень напряженности отношений постоянно растет

Волнообразная

Напряженность отношений между людьми то нарастает, то спадает

Крутая

Напряженность быстро достигает пика проявлений враждебности

Вялая

Разгорается постепенно или может долгий период времени находиться на одной стадии

Поведение ссорящихся сторон становится неуправляемым и бесконтрольным. Признаками стадии эскалации являются:

  • привлечние третьих лиц;
  • потеря первопричины ссоры;
  • примитивные способы защиты;
  • переход на обвинения;
  • границы конфликта расширяются.

Эта стадия не всегда появляется в конфликтах. Она зависит от уровня воспитанности сторон, отношения друг к другу, ценностей.

Фото: Стадии развития конфликта

Деэскалация

Напряжение снижается, возможны мирные переговоры. Конфликтные действия завершаются, если не будут удовлетворены требования сторон, конфликт может разгореться снова.

Для успешной деэскалации важно уметь находить общие точки зрения, стремиться к сотрудничеству, проявлять уважение к другой стороне. Этот этап занимает много времени.

Выделяют следующие методы деэскалации:

  1. Использование конструктивного и нейтрального языка. Используются «я-сообщения» вместо оскорблений, обвинений.
  2. Использование техник активного слушания. Сосредотачиваются на оппоненте, проявляется эмпатия, повторяются фразы собеседника.
  3. Использование посредников. Чаще всего выбираются независимые третьи лица, способные навести баланс и справедливость, найти решение, выгодное для обоих спорщиков.

Важным моментом в решении конфликта является умение контролировать свои эмоции, умении сдерживаться и не отвечать на агрессию агрессией.

Обратите внимание! Используя деэскалацию можно превратить напряженную ситуацию в мирную, которая будет основана на взаимопонимании. Это позволит сохранить отношения.

Кульминация

Соперники понимают, что продолжать ссору не имеет смысла. Наступает кульминация в тот момент, когда эскалация приводит к разрушающим результатам. Кульминация является пиком эскалации и выражается несколькими взрывными эпизодами в процессе борьбы. Страсти накаляются до такой степени, что оппоненты понимают — дальше драться нет смысла.

При затяжных конфликтах кульминация не наступает длительный период времени. Иногда конфликт может угаснуть самостоятельно.

Завершение

Определяется цена конфликта и цена выхода из него. Основными формами считаются завершение, разрешение, урегулирование, угасание конфликта.

  • Разрешение требует совместного участия спорщиков.
  • Затухание — частичное или временное завершение спора.
  • Урегулирование может пройти без участия конфликтующих сторон.

Завершение возможно при изменении приоритетов сторон или одного из участников. При постконфликтной стадии подводятся итоги, дается оценка результатам, которые могут быть как отрицательными, так и положительными.

Послеконфликтная стадия

При этом отношения восстанавливаются частично, а негативные эмоции остаются. Поэтому реакция на действия другой стороны остается острой. При полной нормализации отношений обе стороны осознают, как важно взаимодействовать конструктивно. Основными критериями завершения считаются достижение целей одной или обеими сторонами, устранение одного из спорщиков, изменение позиции одной стороной, удовлетворенность одной из сторон.

Частые вопросы

Какие бывают этапы конфликтного взаимодействия?
+

Первая стадия — предконфликт, вторая — вражда, третья — постконфликт. Каждую стадию можно разделить на несколько форм.

Всегда ли развитие конфликта происходит по этапам?
+

Нет, цепь может быть разорвана на любом этапе развития. Все зависит от двух противостоящих сторон.

Какие основные этапы конфликта и стадии развития?
+

В конфликт входит — предконфликт, выраженный или открытый конфликт, стадия разрешения.

Заключение эксперта

Каждый конфликт имеет свои особенности и проходит через несколько стадий, прежде чем может быть разрешен или усилен. Возможно, стадии конфликта описанные выше, позволят лучше понять и разрешать возникающие противоречия. Осознавая процесс конфликта, можно применять эффективные стратегии урегулирования, которые помогут создать более гармоничные взаимоотношения и достичь взаимоприемлемых решений.

Источники

  1. ... Альбуханова-Славская, К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 2011
  2. ... Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2012
  3. ... Козлов, В.В. Управление конфликтом В.В Козлов, А.А. Козлова/ - М.: 2014
  4. ... Регнет, Э. Конфликты в организациях: Формы, функции и способы преодоления/ Пер. с нем. Харьков, 2012
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!
Предыдущая статья
Управление конфликтами ...
Следующая статья
Фимоз у детей ...

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ