Что такое деловое взаимодействие
Начнем, как всегда, с понятия. В психологии и социологии деловым общением является обмен информацией между индивидами или группами людей (коллективами) для решения служебных вопросов, достижения определенных целей, построение внутрикорпоративной коммуникации и оптимизации социальных и стратегических процессов.
Деловая коммуникация включает в себя разные виды делового общения. Но все они построены на определенных регламентах (задокументированных или устно сформулированных требований и правил).
В основе любого бизнес-общения лежит корпоративная этика. Она регулирует поведение людей, включает в себя нормы и правила общения с партнерами, клиентами организации и т.д.
Деловое общение может быть:
- вербальным (речь) и невербальным (мимика, жесты)
- устным или письменным
- публичным или персональным (личным)
- «с глазу на глаз» (офлайн) или при помощи различных средств связи (онлайн)
В качестве примера делового общения можно привести онлайн-конференцию с партнерами, созвон с группой разработчиков по обсуждению макета сайта, переписку с коллегами в чате, собеседование с новым сотрудником в переговорной комнате и т.д.
По большей части, единственную или основную форму общения выделить не получится. Во время деловых отношений человек может выбрать тот формат, который ему наиболее удобен — написать на почту, подойти и поговорить с коллегой лично, отправить сообщение в мессенджер.
Формы коммуникации
Успеха в переговорах, в решении поставленных задач, в получении нужного результата можно добиться, только если правильно выбирать категорию делового общения.
В таблице ниже приведем следующие наиболее общие и распространенные формы деловой коммуникации:
Тип делового общения |
Характеристика |
Деловая беседа |
В эту категорию включается обсуждение бизнес-процессов, общение на рабочие темы, наставничество. Бывает групповая или индивидуальная, краткого содержания или более долгая, регламентированная или неформальная. |
Совещание |
Только групповая форма общения, которая позволяет конструктивно обсудить все необходимые задачи, принять управленческие решения, получить информацию от разных источников. |
Публичное выступление |
Может иметь научный, информационный или рекламный характер. Этот метод часто используется на предвыборных кампаниях, имеет тему и четкую структуру. |
Переговоры |
Обычно ведутся с действующими и будущими партнерами компании, направлены на расширение бизнеса, освоение новых рынков, минимизации расходов. |
Деловая переписка |
Письменный вид делового общения, включающий в себя как передачу информации посредством мессенджеров, так и через электронную почту. |
Общение через переводчика |
Вид устного делового общения, используемый, в большинстве случаев, в международных крупных компаниях. |
Особенности делового общения
Зачастую на генеральном директоре компании или на руководителях структурных подразделений лежит обязанность по организации делового общения.
При этом нужно учесть несколько важных нюансов:
- Участники делового общения должны соблюдать правила и нормы деловой коммуникации вне зависимости от личных чувств к друг другу. Эмоции нужно «оставлять за дверью», если дело касается бизнеса.
- В любом виде деловой коммуникации должна быть цель. Если цели встречи, созвона, беседы нет, то это просто разговоры о личном и попытка скоротать время.
- Начать деловую коммуникацию может тот, у кого есть соответствующая компетенция и роль в компании. То есть, например, разработчик не может собрать совещание или дать задание менеджеру проекта. Нужно учитывать субординацию и принятую оргструктуру.
- После общения (например, проведенного совещания) нужно убедиться, что участник взаимодействия понял задачу, дал обратную связь, согласен с дедлайном и т.д.
Мы уже сказали, что деловое общение основано на определенных правилах и регламентах. Но в современных реалиях компании уже отходят от жестких требований к большей лояльности и неформальной обстановке. При этом нужно всегда «держать в уме» грань «дозволенного», что уместно говорить, а о чем даже не стоит начинать разговор, а какие темы можно обсуждать.
Чтобы добиться профессиональных успехов, чувствовать себя комфортно на работе, не «выгорать», сохранять стабильный эмоциональный фон, нужно чтобы формат делового общения совпадал или был близок к вашим ценностям. Если вы чувствуете, что эмоционально вам трудно «вжиться» в коллектив, ваши границы нарушаются, вам трудно сосредоточиться на текущих делах, обязательно запишитесь к психологу на онлайн-сессию.
Функции делового общения
Кроме очевидной передачи информации, у делового общения есть и другие не менее важные функции. К ним относят:
- Инструментальную — передача и распределение бизнес-задач, объяснение целей, планов, донесение ключевых позиций до каждого.
- Интегративную — участник не остается один на один со своими проблемами и задачами, а может решить их с помощью коллег (совет, мнение, непосредственная помощь).
- Представительская или ролевая — участник могут проявить себя в разной роли, стать для кого-то наставником или специалистом с большим опытом.
- Контролирующая — заключается в заполнении отчетов, внесении правок, подведении итогов, распределении новых задач.
Частые вопросы
Это вид взаимодействия и коммуникации, который основан на нормах этики, внутренних корпоративных правилах, деловом этикете и имеет определенную цель.
В основном да. Речи отводится до 90%. Только лишь небольшая часть может быть невербальной. Тогда как в личном общении речь «занимает» только половину.
Оно всегда имеет конкретную цель. Также оно обычно ограничено по времени или делится на части с временными интервалами.
Заключение эксперта
Умение правильно строить деловую коммуникацию играет важную роль в профессиональном развитии каждого специалиста. Знание этики, морали, корпоративных ценностей и т.д. составляет своего рода «базу» делового общения.