teledoctor 24
Обновлено: 29 августа 2022
Обновлено 29.08

Сензитивный период развития ребенка

Монахова Альбина Петровна
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Социальные педагоги, неврологи, логопеды и другие специалисты, работающие с детьми с раннего детства, придерживаются определенных возрастных периодов — норм, которые уже стали канонами за многочисленные исследования и наблюдения в области социального и психического развития.

В мире не существует абсолютно одинаковых людей, как и детей. Даже близнецы, которых можно с трудом отличить внешне, по характеру, развитию, умениям, волевым качествам и другим особенностям личности будут разными.

Однако у каждого маленького человека есть особые периоды в его жизни, которые называются сенситивными или сензитивными (в разных источниках встречаются разные названия). Именно в эти периоды с точки зрения психологии и социологии созданы оптимальные условия для развития различных функций, знаний, навыков и способностей.

⁠В этой статье мы расскажем о понятии сенситивности, а также приведем таблицу для родителей с описанием возраста, который сензитивен для определенного развития младенца, дошкольника и подростка.

Сензитивный период развития ребенка

Понятие сензитивного периода

Сензитивным периодом называется определенный промежуток времени оптимальный для формирования физического, речевого навыка, выносливости, силы, ловкости, памяти, определенного вида деятельности и моделей поведения. Именно в эти промежутки ребенок наиболее восприимчив к усвоению навыков, своему развитию и формированию психоэмоциональной устойчивости.

Сенситивность означает чувствительность. Это понятие происходит от латинского слова «sensitivus».

Стоит отметить, что сенситивный период имеет свои временные «рамки». Обучение ребенка важно проводить, основываясь на этих данных, — это самое результативное время. После того как сенситивный этап пройдет, обучение будет менее эффективным, а в иных случаях может и вовсе навредить.

Ниже мы распишем для ориентировочные этапы развития детей в младенческом, младшем, дошкольном, школьном и подростковом возрасте.

Пример

Младенца в 6 месяцев бесполезно учить ходить — его мышечный аппарат еще недостаточно развит. И противоположный пример, когда детей-”маугли” пытались научить речи, но результатов это не дало, т.к. сенситивный этап уже прошел.

Реакции и навыки не формируются одновременно. В одни периоды качества интенсивно развиваются, а другие замедляются. Разница видна как по возрасту, так и по гендерной принадлежности. Так, величина развития силы у мальчиков младшего школьного возраста достигает максимума в 1-2 классе (7-8 лет), второй пик силовой активности наступает в подростковом возрасте (12-13 лет) и продолжается до окончания школы.

Важно! Каждый ребенок обязательно проходит все возрастные этапы развития вне зависимости от воспитания, уровня интеллекта, национальности, культуры и прочих различий.

Какие бывают сензитивные периоды

Известный всем родителям педагог и врач Мария Монтессори в своих трудах подробно описала основные сензитивные периоды детского развития. Последователи ее теории до сих пор так и разделяют эти этапы развития:

  • Сензитивный период развития речи
  • Сензитивный период для восприятия порядка
  • Сензитивный период для сенсорного развития
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов
  • Сензитивный период движений и действий
  • Сензитивный период развития социальных навыков

Возрастные периоды

Теперь рассмотрим оптимальный возраст для развития тех или иных способностей. Определенные задатки, свойства личности, предрасположенность к какой-либо деятельности формируется на разном этапе.

Периоды развития ребенка

Чем характеризуется сензитивность этого возраста

до 1 года

Младенец узнает и исследует мир через тактильное и слуховое восприятие. Именно в этот период формируется сенсорная чувствительность.

от 1 года до 3 лет

В этот период формируется речь, значит, это сенситивный период развития речи. Сначала малыш воспроизводит отдельные звуки, потом слога, слова, к концу этапа речь становится осмысленной и понятной.

от 3 до 7 лет

В младших группах детского сада и до дошкольного возраста основным способом познания мира, социальных ролей, общения становится игра. Ребенок интересуется буквами, символами, у него формируется воображение, впечатление об окружающем мире, он начинает включаться во взрослые виды деятельности.

от 7 до 9 лет

Этап формирования и становления воображения, общения, умений, навыков, социальных ролей и общепринятых норм и правил. Знания накладываются на полученные в более раннем возрасте и происходит качественный скачок в развитии.

от 9 до 13 лет

Происходит развитие скоростных и силовых качеств, гибкости, выносливости.

с 13 до 16 лет

Подростковый возраст и этап формирования половой зрелости. Значительный прирост силы, выносливости и ориентации в пространстве.

Через сензитивные периоды развития проходят все дети. Не бывает такого, что кто-то «перескакивает» через какой-то этап. Но стоит понимать, что длительность этапов и время проявления основных характеристик может меняться. Так, мальчики начинают позже говорить (речь у девочек формируется быстрее), но они превосходят девочек в развитии силы и выносливости.

Если ребенок не соответствует какому-то сенситивному этапу

Как мы уже сказали ранее, одинаковых детей не бывает. Мамы знают, что даже дети-погодки или близнецы развиваются по-разному. У кого-то из детей сензитивный период может немного сместиться, но он в любом случае будет. Каждый ребенок проходит через все этапы и формируется как индивид согласно вышеперечисленным диапазонам.

Очень много обращений и волнений по поводу развития малышей поступает от мам, которые видят несоответствие «статистических» этапов и реальных (то есть как фактически формируется малыш).

Вот несколько советов для родителей, которые испытывают подобное волнение и страх, что их малыш отстает в развитии:

  • не сравнивайте своего малыша с другими детьми — формирование каждого ребенка индивидуально, его нельзя подогнать под «шаблоны». Например, если речь у малыша сформирована не четкая, а у соседки дочка в том же возрасте говорит длинными предложениями — это не значит, что ваше чадо отстает в развитии.
  • старайтесь посещать с ребенком различные детские мероприятия по возрасту, ходить на выставки, в музеи, спектакли. Активная социальная жизнь и окружение способствуют формированию речи и мышления. Обязательно обсуждайте увиденное и услышанное, придумывайте собственные сказки, истории, персонажей — максимально детализируйте ваш рассказ.
  • показывайте на собственном примере правильное социальное поведение, знакомьтесь с новыми людьми, расширяйте кругозор, подключайте ребенка к своему увлечению. Занимайтесь спортом вместе с детьми. Если вы не любите читать книги, то вряд ли ваше чадо с упоением будет зачитываться классикой литературы.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, ему трудно найти общий язык со сверстниками, он тяжело проходит этап социализации или стал неуправляемым. Наши психологи проведут консультацию в режиме онлайн как с вами (родителем), так и с вашим ребенком и помогут наладить детско-родительские отношения.

Online консультация

Частые вопросы

Какие периоды развития самые благоприятные?
+

Для развития природных задатков благоприятных периодов несколько: от 3 до 5 лет, с 7 до 10 лет, и подростковый возраст. Для формирования творческого потенциала оптимальным является возраст от 3 до 5 лет.

Когда начинается подростковый возраст?
+

Принято считать, что у девочек подростковый возраст начинается с 12 лет, а у мальчиков на год позже — с 13 лет. Юношеский и половозрелый возраст приходится на 16 лет (относительно девочек) и 17 лет (в отношении мальчиков).

Зачем родителю знать сензитивные этапы развития?
+

Это важная информация для того чтобы помогать малышу формироваться, построить процесс обучения, развивать свои навыки и умению наиболее эффективно. Если такой этап пропущен, но процесс освоения новых знаний будет затруднен и малоэффективен.

Заключение эксперта

Понимание сензитивных этапов дает родителям и социальным работникам (психологам, учителям) возможность влиять на процесс обучения, действовать и обучать тогда, когда ребенок к этому готов, давать максимальную пользу и контролировать процесс освоения навыков. 

Проблема сензитивных периодов развития изучается психологами и социологами. Вполне возможно, что в будущем их временные промежутки будут пересмотрены.

Источники

  1. ... Шаповаленко И. Возрастная психология. М., 2005.
  2. ... Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4 Детская психология. Педология подростка. М., 1984.
  3. ... Безруких М.М. , Сонькин В.Д. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) АСАДЕМА, М., 2003.
Комментарии: (1)
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
avatar
Ольга
30.08.2022
Добрый день! Сыну 3 года. Бабушка с ним всегда сюсюкает и коверкает слова. Я переживаю, что он так выучит неправильное произношение, ведь это самый важный этап формирования речи. Что делать?
Ответить
avatar
Монахова Альбина Петровна
31.08.2022
Добрый день, Ольга! Вы правы, в это время с ребенком не нужно сюсюкать, нужно говорить правильным «взрослым» языком, не нужно упрощать и коверкать слова. В промежутке от 3,5 до 4 лет у него формируется словарный запас, поэтому он должен понимать, как правильно произносить слова и что они означают. Поговорите с родителем и объясните вашу позицию, возможно, вам придется объяснять сыну, почему бабушка называет так и так, и что это неправильно, а верное произношение будет такое.
Ответить

Другие статьи по теме