Консультации врачей 24/7
Обновлено: 27 июля 2022
Обновлено 27.07

Активное слушание в психологии

Монахова Альбина Петровна Теледоктор 24
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Умение слушать и слышать собеседника дано не всем. Наверняка вы не раз сталкивались с таким явлением — человек, которому вы что-то рассказываете, погружен в свои мысли, не участвует в диалоге и вам кажется, что вообще находится в параллельной вселенной, хотя физически он сидит или стоит рядом с вами. Помните ли вы свои эмоции в тот момент? Скорее всего, вы чувствовали разочарование, дискомфорт и вам не хотелось больше говорить с этим человеком. Негативные эмоции возникли потому, что были нарушены правила общения.

В этой статье мы расскажем о том, что такое навыки активного слушания, для чего нужно учиться слушать собеседника, как достичь взаимопонимания, а также приведем самые популярные и эффективные техники активного слушания.

Активное слушание в психологии

Что такое слушание

Слушание в психологии — это часть процесса общения, когда между двумя людьми (собеседников может быть и больше) устанавливается незримая взаимосвязь, понимание, комфортный диалог. Это все приводит к определенному результату общения, который удовлетворяет всех участников.

Если человек в процессе общения отстранен, не вникает в вашу речь, не задает вопросов, не реагирует на ваши эмоции, не смотрит на вас — он является пассивным слушателем. С таким человеком по итогу беседы, скорее всего, возникнут спорные вопросы, которые трудно будет решить. С пассивным слушателем трудно разговаривать.

Активный слушатель, наоборот, старается быть вовлеченным в разговор, смотрит на вас, считывает ваши эмоции, разделяет вашу точку зрения, старается запоминать всю информацию, которую вы ему говорите.

Важно! Чтобы научиться активном слушанию, нужно освоить несколько техник — специальных методик, позволяющих понимать мотивы говорящего, его чувства и эмоции, взгляды. Это позволит повысить вовлеченность и доверие.

Зачем нужно внимательное слушание

Активное слушание применяется не только в психологии, но и в других сферах жизни. Например, при проведении бизнес-переговоров, в продажах, деловых встречах, в журналистике, в повседневной жизни.

Навыки активного слушания позволяют:

  • быстро достичь взаимопонимания
  • наладить эмоциональный контакт
  • проявить эмпатию
  • разделить с собеседником его эмоции, понять мотивы поведения
  • подтолкнуть к определенным действиям
  • избегать конфликтов и напряжения

Пример

Психолог на различных этапах беседы с пациентом также использует правила эффективного слушания, в результате чего человек чувствует доверие к специалисту, ощущает внутренний комфорт, спокойствие. Соблюдая определенные техники вопросов, психолог может даже расслабить пациента. Со стороны это может выглядеть вполне обыденно, но именно через активное слушание специалист «ведет» человека к поиску ответов на интересующие его вопросы и к принятию осознанных решений.

Использовать приемы эффективного слушания можно и обычному человеку. Очень часто нам приходится «подстраиваться» под тяжелых собеседников, проявлять житейскую мудрость, выстраивать взаимоотношения с теми, кто настроен агрессивно — в этих ситуациях умение слушать и слышать сыграет вам только «на руку». Вас будут считать искренним, честным и порядочным человеком.

Приемы активного слушания

Ниже мы рассмотрим несколько основных методов активного слушания, которые вы можете применять при дружеском или деловом общении, а также в любой другой ситуации, где вы взаимодействуете с людьми.

Техники активного слушания

Суть техники

Поддакивайте

Методика техники проста — во время разговора периодически поддакивайте собеседнику, кивайте, выражайте свое согласие через простые звуки «да-да», «угу» и пр.

Задавайте вопросы

Активное слушание требует активного «спрашивания».Существуют следующие виды вопросов — открытые и закрытые. На закрытые вопросы человека ответит просто «да» или «нет».А вот на открытые вопросы ему потребуется дать подробную информацию. И в зависимости от ответа, вы можете продолжить диалог в том ключе, который вам интересен.

Перефразируйте мысль

Это «упражнение» называют еще «парафраз». Принцип действия следующий — вы переформулируете сказанную мысль, давая понять собеседнику, что вы его внимательно слушали и восприняли сказанное верно.

Эхо

Этот способ схож с перефразированием, но при этом вы почти в точности повторяете то, что сказал вам человек. При этом после повторения фразы вы можете задать уточняющий вопрос.

Подводите итог

К этой технике относят способ обобщения ключевых мыслей и чувств говорящего. Вы резюмируете сказанное, озвучиваете основную идею, тем самым получая подтверждение всего, что сказал вам человек.

Подстраивайтесь к эмоциям человека

Правила «хорошего тона» позволяют в разговоре с человеком использовать слова, жесты, движения и мимику для того, чтобы вызвать эмпатию и доверие собеседника. К таким проявлениям эмпатии относятся: покачивание головой, легкое касание руки или плеча, копирование жестов и позы.

Существует еще один способ активного общения, который в целом похож на предыдущие — после повествования делайте логические выводы. Отметьте ключевые моменты сказанного, сделайте обобщенный вывод, подтвердите факты.

Монахова Альбина Петровна Европейская Юридическая Служба
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Получить консультацию

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите научиться техникам активного слушания. Наши психологи в любое удобное для вас время проконсультируют вас по телефону, научат техникам общения, а также расскажут, как понимать мотивы и действия собеседника.

Важные правила в общении

Чтобы в беседе всегда понимать человека, воспринимать полученную информацию, правильно интерпретировать факты и действия собеседника, мы рекомендуем придерживаться следующих правил:

  1. Не критикуйте и не оценивайте человека. Наверняка такая оценка будет следствием вашего устоявшегося шаблона или установки. Лишние эмоции и критика не позволят вам верно истолковать слова собеседника.
  2. Во время беседы удерживайте свой взгляд на лице или около лица говорящего. Зрительный контакт очень важен.
  3. Не стесняйтесь задавать вопросы — это показатель того, что вы заинтересованы в разговоре.
Важно! Соблюдая эти правила, вы располагаете к себе собеседника, повышаете собственную значимость и доверие между вами. Выражая свой неподдельный интерес к беседе, вы способствуете зарождению крепких взаимовыгодных отношений. А это важно в любой сфере — в семье, на работе, в бизнесе.

Навык активного слушания также формирует межличностную аттракцию, то есть эмоциональную близость, привязанность, что, в свою очередь, вызывает симпатию, дружбу, любовь.

Частые вопросы

Что такое техники активного слушания?
+

Это определенные методики, основанные на межличностном взаимодействии и социальной психологии, позволяющие повысить доверие между людьми, вовлеченность, активность, значимость разговора, заинтересованность в диалоге.

Принципы активного слушания?
+

Основные принципы заключаются в следующем: вы хотите услышать человека вы хотите ему помочь вы принимаете чувства собеседника вы верите, что человеку по силам справиться с ситуацией

На чем основано активное слушание?
+

Основой активного слушания выступает эмпатия. В разговоре эмпатия проявляется сопереживанием, сочувствием и симпатией.

Разделяется ли слушание по гендерному типу?
+

Да. Некоторые специалисты разделяют активное общение на мужское и женское. В мужском преобладает рациональное начало, а в женском — больше эмоциональности, сочувствия и эмпатии.

Заключение эксперта

Человек, как социальное существо, не может обходиться без общения и социального контакта. Нередко случается так, что в ходе беседы людям трудно понять друг друга — возникают конфликты, недопонимание, дискомфорт. Наладить комфортное общение, добиться взаимопонимания, верно истолковать речь собеседника помогает активное слушание. Этот навык нужно развивать каждому из нас, чтобы наладить межличностный контакт как внутри семьи, так и при общении с окружающими.

Источники

  1. ... Ю. Б. Гиппенрейтер Чудеса активного слушания — АСТ, 2014
  2. ... Б. Феррари Умение слушать. Ключевой навык менеджера — МИФ, 2012
  3. ... Н. М. Манухина Родители и взрослые дети — Издательские решения, 2016
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ