Общая информация
Под творчеством понимается создание чего-то нового, когда человек делает то, чего никогда не делал, или думает о чем-то новом. Это и есть творческое мышление, которое есть у каждого человека и оно поддается развитию. Творческое мышление означает способность человека придумывать новые идеи, смотреть на проблемы под другим углом, находить нестандартные пути решения, применять креативные подходы к задачам. Писатели, художники, музыканты и другие творческие личности полагаются на свое творческое мышление, чтобы создавать произведения искусства, которые захватывают воображение и вносят новый вклад в общество.
Творческое мышление характеризуется свободным и гибким мышлением, способностью связывать разные идеи и концепции. Это позволяет выйти за пределы традиционных рамок и находить новые подходы к решению проблем.
Важность творческого подхода
Творческое мышление нужно не только людям, посвятившим себя искусству, творчеству — это качество необходимо в любой профессии, да и просто в жизни. Психологи установили, что творческий потенциал у людей разных возрастов различен.
- Дошкольники. Творческий потенциал наиболее развит у 40% детей.
- Школьники. Только у 10% детей наблюдается развитое творческое мышление.
- Взрослые. Творчески активными являются не более 5% людей.
Творческое мышление является навыком, который нужно постоянно развивать.
Особенности
Порой сам творческий процесс незаметен для человека. А некоторые осознанно выделяют для этого свое время. Особенности творческого мышления могут проявляться в способности выполнять старые задания в новых условиях, комбинировать разные приемы в одно целое, некоторые могут в старом увидеть новое, найти альтернативы, рациональное решение поставленной задачи и упростить ее. Все это ежедневно использует практически каждый человек.
4 вида
Габриэлла Келлерман и Мартин Селигман (руководитель центра позитивной психологии в университете штата Пенсильвания) в своей книге описали виды творческого мышления, авторы считают, что у каждого человека преобладает один из этих 4 видов:
Наименование |
Описание |
Integration или интегративное мышление |
Способность индивида находить у разных вещей общие, одинаковые черты |
Figur-cround reversal или фоновое виденье |
Человек способен разглядеть важное, расположенное не в центре его внимания |
Distal thinking или дистальное мышление |
Это умение человека посмотреть на ситуацию с другой стороны |
Splitting или разделяющее мышление |
Человек может видеть различия в одинаковых вещах |
Однако, существуют и другие типы творческого мышления. Например, человек для решения поставленной задачи обращается к понятиям, решая все в уме и основываясь не на жизненном опыте, а на интуиции — этот вид получил название «теоретическое понятийное мышление». Он чаще встречается и характерен для научных исследований.
Следующий тип — «теоретически образное мышление», то есть когда для решения задачи человек пользуется образами, которые извлекаются из памяти и воссоздаются воображением. Такое творческое мышление характерно для литераторов, писателей, искусствоведов, художников.
Стадии
Г. Уоллис, американский психолог предложил выделить 4 стадии творческого мышления. Кратко опишем их для общего понимания:
- Первая стадия — подготовка, состоящая из анализа проблемы, поиска информации и ее накопления, совершения безрезультативных попыток решить проблему.
- Вторая стадия — созревания — человек отвлекается на другие дела.
- Третья стадия — озарение — происходит прорыв в осознании проблемы и оказывается, что на предыдущей стадии человек все еще продолжал перерабатывать информацию.
- Четвертая стадия — в ход идет критика, проверка, контроль, после которого можно анализировать результат.
Креативность и возраст
Ученые придерживаются трех точек зрения в развитии креативности. К первой группе относятся специалисты, утверждающие, что творческое мышление с возрастом только увеличивается. Согласно второй — креативность возрастом снижается, что связано с приобретенными знаниями ребенком по мере взросления. Третья теория гласит, что существует колебательный характер развития креативности. Пик развития творческого мышления в этом случае приходится на 5 лет, далее на 9, 13 и 17 лет. То есть каждые 4 года отмечается подъем в развитии творческого мышления.
У детей в возрасте 14 лет креативность будет выше, чем у 10-летних. Различается и структура творческого мышления:
- в центре невербальной креативности у детей начальных классов наблюдается оригинальность в создании образных элементов;
- для подростков характерна беглость, легкость в создании образных элементов.
По мере увеличения жизненного опыта с возрастом, человек все меньше попадает в ситуации, где требуется творческое мышление и подход.
Если вы хотите развить у себя творческое мышление, но не знаете как это сделать, запишитесь на онлайн-консультацию. Наши психологи дистанционно помогут разобраться в этом вопросе, дадут рекомендации, подробно распишут план действий, будут на связи в любое время суток.
Творческое мышление у мужчин и женщин
Мнение ученых в этом вопросе разделилось и кто-то считает, что нет гендерных различий, а кто-то уверен, что мужчины лучше справляются с поисковой активностью, решают лучше новые задачи, выдвигают идеи, а женщины эффективно решают типовые задачи. Учеными выявлено, что мужчины лучше переносят переструктуризацию (отказываются от старого подхода и организуют факты по-новому). Подтверждена и гипотеза о лучшей креативности среди мужчин, занимающих руководящие посты, нежели у женщин. Женщины-руководители показали большую креативность в карьерных установках, они лучше разделяют профессиональную и личную сферы. Половые отличия по творческому мышлению начинают наблюдаться с детского возраста.
Креативность у детей
В детском возрасте творческое мышление развивается постоянно. Это проявляется в играх, в наблюдении за окружающим миром, рисовании, чтении — практически в любом виде деятельности ребенка.
Если малыш рисует синее солнце, зеленое небо — то процесс формирования фантазии. Одновременно развивается воображение, образное творческое мышление, в том числе.
У школьников начальных классов творческое мышление служит основой для умения мыслить иначе. Поэтому этот возраст является важным в формировании творческого мышления.
Как развивать креативность
Сам по себе творческий склад ума не развивается, над этим вопросом нужно работать. Для этого подойдет самостоятельный вариант «обучения», в группах на занятиях или же индивидуально со специалистом.
- Доказано, что мозг начинает лучше работать, если он пребывает на чистом воздухе. А это значит, что очень важно прогуливаться ежедневно.
- Если пообещать себе вознаграждение за выполненную работу, появится стимул найти решение задачи.
- Ученые установили — важна психологическая дистанция между проблемой и человеком. Это поможет взглянуть на задачу по-новому, подойти к ее решению творчески.
- На креативность влияет окружение и социальная среда, а, значит, нужно создать вокруг себя такую атмосферу, которая помогала бы решать проблемы творчески.
- Если нужно решить задачу, используя творческое мышление, нужно отгородиться от очевидных вариантов. Для этого нужно наложить ограничения на задание, например, придумать, что презентация должна быть только в картинках.
- Оказывается, скука заставляет мозг мыслить креативно, поэтому можно отложить все в сторону и дать себе возможность поскучать.
Среди учителей и психологов самыми распространенными являются такие методики, как арт-терапия, мастер-классы, ментальные карты, мозговой штурм.
Запишитесь на дистанционную консультацию к нашим врачам. Наши психологи помогут вам осознать важность творческого мышления и развить его, объяснят, как «проработать» воображение, помогут правильно генерировать идеи и озвучивать их, проработают страхи, сомнения.
Частые вопросы
К ним относят способность видеть вещи с разных точек зрения, генерацию новых идей, исследование новых областей и принятие рисков.
Она изучает процессы, механизмы и факторы, которые способствуют развитию творческого мышления. Она также исследует, как творческое мышление влияет на личность и поведение человека.
Креативность нужна в искусстве, науке, технологии, бизнесе, образовании, в личном развитии, межличностных отношениях.
Заключение эксперта
Творческое мышление является неотъемлемой частью нашего развития и процесса творчества. Оно включает в себя способность генерировать новые идеи, видеть проблемы с необычных ракурсов, искать нестандартные решения и применять креативные подходы к задачам. Оно требует от человека готовности к экспериментам и ошибкам, поиску и тестированию новых подходов.