Что такое вербальная коммуникация
В психологии данным термином называют метод общения между людьми, основанной на транслировании и передаче разнообразной информации с использованием речи (письменной и устной). Это самый распространенный прием общения, с его помощью индивиды могут не только передавать «послания», но и воспринимать полученные данные.
Специфика вербального вида общения заключается в том, что каждая из сторон взаимодействия должна передавать сообщения ясно, четко и доступно для понимания другой стороной.
Вербальные средства общения доступны индивиду с рождения. Младенец через вербальные знаки учится выражать свои потребности, а затем, взрослея, коммуницировать для достижения определенных целей.
Роль вербальной коммуникации в жизни человека велика, но чтобы правильно толковать направленную информацию и доносить до собеседника истинный смысл, мы должны уметь слушать и четко выражать собственные мысли. Ведь именно нечеткое построение фразы и формулировка ведет к искажению смысла сказанного, возникновению неловких ситуаций, ошибкам, недопониманию.
Особенности вербальной коммуникации
Только человек в процессе своего общения может использовать вербальные средства передачи информации. Индивид использует не просто названия предметов и явлений, а строит сложные словесные конструкции, системы. На комплексность вербального языка общения влияет социум, культурные особенности, воспитание, религия, культура.
Также индивид может, основываясь на принципах вербального общения, донести определенную информацию так в межличностном взаимодействии, так и в профессиональной среде.
Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности. В понятие вербальной системы входят язык жестов, движения, определенные касания мимика, интонация и т.д.
В процессе персонального взаимодействия сложнее контролировать свое собственное выражение лица, позу, поэтому понять, врет ли собеседник проще, нежели в переписке (электронной почте, соцсетях). Часто можно услышать такую фразу: «Да у тебя на лице все написано». Это как раз про мельчайшие изменения мимики, которые внимательная личность может их заметить и использовать в толковании сказанного.
В процессе личной коммуникации (вживую, в реальности) можно заметить основные изменения в поведении человека. Например, «закрытая поза», взгляд, направленный в сторону, суетливость говорит о том, что собеседник что-то скрывает. Это легко понять по определенным характеристикам. Если вы хотите больше понимать вербальную связь, то расшифровать «сигналы» тела вам поможет психолог или специалист по физиогномике.
Примеры вербальной коммуникации
В качестве примера можно привести такую ситуацию: руководитель компании в разговоре с подчиненными использует определенную интонацию (tone of voice), мимику, жесты, обязательно обращает внимание на свой внешний вид (строгий костюм, галстук, лаконичные аксессуары, классическая (несомненно, чистая) обувь. Всем этим он подчеркивает свой социальный статус и роль в жизни компании.
Виды вербального общения
С определением и сущностью вербального канала коммуникации разобрались, теперь стоит немного рассказать про виды такого общения.
Стоит сказать, что основной вид вербального общения — речь бывает письменной (непосредственная, отсроченная), устной (в форме диалога или монолога), внутренне направленной и дактильной, то есть адаптированной для взаимодействия глухих или слепых людей (шрифт Брайля, язык жестов).
Форма передачи информации |
Что к ней относят |
Разговор |
Обмен мыслями, сведениями, мнениями в непринужденной обстановке двумя или более участниками |
Собеседование |
Специально назначенное и спланированное мероприятие для оценки общественных, социальных и профессиональных навыков |
Диспут |
Публичное обсуждение на социально важную тему. Чаще используется в научных кругах |
Дискуссия |
Публичный спор для формирования разных точек зрения на один и тот же вопрос, процесс обмена противоположными мнениями. |
Барьеры для вербальной коммуникации
Очень часто в процессе коммуникации люди могут столкнуться с определенными сложностями восприятия, которые можно разделить на группы:
- Логические — люди мыслят и думают по-разному, потому что формы мышления и мировосприятия различаются. То есть когда в процессе разговора вы понимаете, что логики в рассуждениях оппонента мало.
- Стилистические — когда форма информации не согласуется с ее содержанием. Такую речь тяжело воспринимать и понимать.
- Семантические (смысловые) — возникает из-за разницы в восприятии языка и словоформ из-за разности культур, религиозных особенностей, наличия нескольких значений у одного слова.
- Фонетические — возникает из-за особенностей дикции, произношения, ударений, пауз и т.д. Сюда же относится речь на иностранном языке или диалектные и словесные акценты.
выбран не существующий Элемент 49995
Частые вопросы
Если рассматривать психологическую сторону, то это: низкая самооценка, застенчивость, страх, не выстроенные личные границы, дефекты речи.
Один из способов — увидеть что-то в окружающей обстановке, то, что будет интересно обсудить. Аккуратно осмотритесь и заговорите об этом.
Да. С помощью слов люди общаются через вербальную коммуникацию. Интонации в голосе, жесты, поза, движения, мимика — это уже невербальное общение.
Заключение эксперта
Взаимодействие между людьми осуществляется через основной способ общения — вербальную коммуникацию — речь. В качестве дополнительного используются невербальные способы передачи информации. Умение правильно формулировать свои мысли, произносить их, строить логическое объяснение, подавать и воспринимать информацию помогает индивиду не только в межличностном общении, но и в саморазвитии, а также в профессиональной сфере.