Что такое способности
Способности человека в психологии — это совокупность определенных качеств, которыми обладает индивид для успешного освоения тех или иных действий.
Если говорить кратко, то от именно от этих качеств зависит, как легко индивид будет осваивать новую деятельность и чем он, скорее всего, будет заниматься в жизни.
Проявляются и развиваются способности с помощью определенных предпосылок — задатков. Задатками называют определенную природную основу, психофизиологические особенности, от которых зависят особенности формирования и развития навыков. Также на основе задатков происходит развитие человеческих возможности, таких как: умение запоминать информацию, тактильное ощущение, особенности темперамента, психомоторика и пр.
Так, например, индивид с задатками тонкого музыкального слуха может стать отличным музыкантом, а некто с задатками к цветопередаче может стать художником.
Примеры разных способностей
Приведем несколько примеров различных способностей человека в разных сферах деятельности:
- музыкальным слухом должны обладать певцы и музыканты
- усидчивостью, навыком вычисления, анализа — математики и научные работники
- гибкость, скоростью, выносливость — спортсмены
- креативностью, чувством стиля и вкуса должны обладать люди творческой профессии, например, дизайнеры
- хорошая память, наблюдательность, высокий интеллект важен для юристов, детективов, сотрудников полиции
Список можно продолжать долго — вы можете сами сказать, какие личностные характеристики и индивидуальные особенности должны преобладать в качестве ваших навыков и умений, чтобы вы стали успешными и состоятельными в вашей профессии.
Классификация способностей человека: виды и типы
В разных научных трудах по психологии и социологии выделяют несколько различных классификаций способностей человека. Рассмотрим ниже самые популярные из них.
Итак, человеческие способности по источнику происхождения подразделяются на:
Источник происхождения |
Характеристика |
Группа и подвид |
Вид способностей |
Природные |
Развиваются из определенных биологически обусловленных особенностей |
Врожденные |
Воображение, память и т.д. |
Наследственные |
Эмпатия, мышление и т.д. |
||
Специфические |
Формируются через социальное взаимодействие |
Общие способности |
Развитая речь, коммуникация, координация движений и пр. |
Специальные способности |
Сюда относят навыки и умения, необходимые в отдельных сферах — спортивные, научные, творческие и пр. |
Также можно разделить психологические способности личности по времени проявления, то есть когда они используются:
- потенциальные — те, которые ждут своего развития и проявления при определенных обстоятельствах в будущем
- актуальные — те, которыми индивид пользуется в настоящее время
Также индивидуальные способности бывают разделенными на отдельные профессиональные сферы:
- музыкальные
- математические
- художественные
- литературные
- творческие
- физические и пр.
В некоторых классификациях специалисты выделяют такое понятие как «уровни способностей», которые являются этапами развития:
- Задатки. Как мы уже сказали в начале статьи — это психофизиологические особенности, без которых не произойдет дальнейшего развития способностей.
- Способности — определенные качества личности, которые предрасполагают человека к определенному роду занятий.
- Талант — это выдающиеся навыки и умения, которые человеку удалось развить своим трудом и терпением.
- Гениальность — самая высокая степень развития умений для совершения научных открытий, изобретений, технических новшеств.
Уровни развития способностей
Способности каждого человека формируются из задатков, навыков, умений, знаний, социального окружения и других факторов.
Развитие способностей — это сложный динамический процесс, который состоит из 2 этапов и имеет свои особенности:
- На первом этапе, который специалисты называют воспроизводящий, человек учится приемам, определенной технике, выполняет движения за учителем, то есть повторяет нужный процесс, обучается необходимым действиям. Через этот этап проходят все люди, которые хотят обрести какие-либо умения и навыки. При этом человек может стать профессионалом в своем деле, но в его действиях будет наблюдаться стандартность и шаблонность — он так учился, привык так делать и продолжает так делать.
- На втором этапе развития подключается творческая деятельность. Проходя первый воспроизводящий этап, люди отходят от стандартного выполнения, изменяют тактику, приемы, придумывают новую технику, становятся новаторами в своем деле. На этом этапе активно развиваются не только специфические и творческие способности, и природные в том числе.
Как развить потенциальные задатки
Чтобы развить в себе способности к чему-либо и перевоплотить это в реальное мастерство, нужны определенные задатки, обстоятельства, желание, трудолюбие, упорство, хорошие учителя, время и другие факторы.
Сами по себе способности — это только часть долгого процесса обучения и развития человека. Конечно, начинать их развивать нужно еще в детском возрасте — именно в этот период психика более гибкая, а восприятие — живое и подвижное.
По усредненной статистике в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться определенные наклонности, которые родители должны увидеть и помочь ребенку их развить.
Процесс развития навыков можно условно разделить на следующие этапы:
- Игровая форма обучения. Начинать развитие способностей нужно именно с игры. Примеряя на себя различные роли, придумывая и соблюдая правила, проявляя различные навыки, ребенок познает окружающий мир и выбирает, что ему больше нравится.
- Обучение навыкам. Различные кружки, секции, дополнительные занятия и непосредственно школьное обучение развивает у ребенка определенные способности.
- Развитие навыков и обретение определенного мастерства. На этом этапе у ребенка формируется должный уровень мастерства — он может побеждать в конкурсах, участвовать в соревнованиях, он раз за разом продолжает развивать свои навыки. Обретается самодисциплина, есть мотивация, ребенок хочет дальше идти к успеху.
- Соединение увлечения и профессиональной деятельности. Если продолжать эту тему, то во взрослом возрасте обретенные навыки должны стать ключевыми в выбранной профессии. Многие люди с развитыми способностями к чему-либо, забывают про свои умения и отводят им второстепенную роль в своей жизни.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить у своего ребенка определенные навыки, но не знаете, как это сделать или вы не видите склонностей и тяги ребенка к какой-либо деятельности. Наши психологи проведут онлайн-консультацию, на которой помогут вашему ребенку выявить те или иные задатки и расскажут, какими способами их можно развивать.
Частые вопросы
Можно дать такое определение. Это совокупность определенных качеств у человека, которые определяют его предрасположенность к той или иной деятельности.
Нет, таких людей нет. На первый взгляд, может так показаться — что личность «ни на что не годна». Но по факту у каждого из нас есть все необходимые задатки. Нужно только их увидеть и постараться развить.
Есть несколько теорий происхождения. Например, генетическая (особенность передается по наследству), социальная (навыки развиваются только под влиянием образования и воспитания), волевая (только волевыми усилиями можно добиться успеха).
Формирование способностей у ребенка начинается в среднем в 6-7 лет. В это время отдельные участки коры головного мозга, органы движения, анализаторы и все системы в организме достигает оптимального развития, а следовательно, это позволяет сформировать различные навыки и умения. С возрастом способности развиваются еще больше, обретаются возможности, развиваются творческие навыки.
Это такой вид деятельности, которым человек хочет заниматься, у него есть желание, стремление, мотивация. То есть он настолько хочет это делать, что его не пугают определенные трудности, он готов прилагать усилия и время. Психологи считают, что если у человека есть склонность к чему-либо, то у него есть и способности. А если склонности нет, то развить навык и достичь реальных успехов вряд ли получится.
Заключение эксперта
Роль способностей в жизни человека не преувеличена. Это действительно, нужные и полезные качества, которые необходимы человеку, чтобы проявить себя, освоить желаемый навык, выработать паттерн поведения, найти себя в профессиональной сфере, уметь делать определенные вещи и действия.
Если не прекращать развивать навыки и умения, то можно достичь настоящих успехов в определенной деятельности и получить признание своего таланта.