Консультации врачей 24/7
Обновлено: 16 июля 2023
Обновлено 16.07

Умственная отсталость (олигофрения)

Агишев Дамир Адгемович Теледоктор 24
Автор статьи
врач – невролог  •  Стаж 35 лет

Сейчас идёт много споров о том, насколько этично употреблять слова «идиот», «дебил», «кретин» и другие в значении обычных ругательств. Всё потому, что они имеют медицинский подтекст, а конкретно – известные диагнозы. Сегодняшняя статья не о морали, а о сути такой патологии развития как умственная отсталость.

Умственная отсталость (олигофрения)

Общая информация

Умственная отсталость – это тяжёлый порок психического развития, который отражается на всех сферах психики – интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и т. д. – и лишает человека шанса на самостоятельную жизнь.

Другие названия заболевания – олигофрения, врождённое слабоумие, малоумие, задержка умственного развития. Отметим, что термин «умственная отсталость» лишь около двадцати лет, как принят мировой психиатрией. До этого использовался термин «олигофрения».

Обратите внимание! По некоторым данным, в России заболевание есть у 0,6% жителей. Это больше, чем распространённость шизофрении.

Несмотря на это, следующая Международная классификация болезней (МКБ-11, рекомендована к использованию с 1 января 2022 года) и американская DSM-5 уже утвердили новое название патологии – «интеллектуальная инвалидность» или «нарушения интеллектуального развития».

Всемирная организация здравоохранения, занимающаяся изучением болезни много лет, пришла к выводу, что умственная отсталость в разных формах есть у 1-3% населения Земли, а в некоторых регионах патология наблюдается у 7% людей. Мужчин патология поражает примерно в 1,5 раза чаще, чем женщин.

Причины

Патология может развиваться внутриутробно или появиться в раннем детстве, когда ребёнку нет трёх лет. Это время, когда психика малыша должна развиваться огромными темпами, но этого не происходит. Выделяют следующие причины умственной отсталости:

Этиология возникновения

Что провоцирует болезнь

Наследственность

Когда у одного из родителей есть дефектные генеративные клетки

Внутриутробные факторы

Если женщина, вынашивая ребёнка, имела различные инфекции. Также сюда можно отнести гемолитическую болезнь плода – несовместимость крови матери и ребёнка; вредные привычки

Родовые факторы

Травмы, полученные во время родов

Другие заболевания

Речь идёт о том, что умственная отсталость развивается на фоне первопричинных патологий. Среди них микроцефалия, гидроцефалия, фенилкетонурия, токсоплазмоз, синдром Дауна

Послеродовые факторы

Когда ребёнок рождается здоровым, но из-за каких-то внешних причин развивается заболевание

Обратите внимание! Бывает, что невозможно установить, почему развилось заболевание, либо его вызывают сразу несколько предрасполагающих факторов.

Первые симптомы

У новорождённых детей обнаружить умственную отсталость почти невозможно, особенно если речь идёт о лёгкой степени заболевания. Однако, через несколько месяцев становятся заметны первые признаки, которые в дальнейшем лишь нарастают:

  • Слабая моторика. Это выражается в том, что ребёнок позже своих сверстников начинает держать головку, переворачиваться, делать попытки сесть, встать и ходить. Ему тяжело держать в руках игрушку и другие предметы из-за плохого хватательного рефлекса.
  • Неуравновешенность. Это проявляется через внезапную раздражительность и сменяющую её вялость.
  • Задержка развития речи. Гулить, лепетать малыш начинает значительно позже положенного срока. То же самое касается и слов. Случается, что речь может отсутствовать в принципе. Если она всё же присутствует, то, как правило, это простые фразы из одного-двух слов, которые не всегда связаны между собой. Ребёнок не понимает чужую речь и поэтому может не реагировать на какие-то просьбы.
  • Замкнутость. Малыша практически не интересует окружающий его мир, в то время как сверстники активно его познают. Равнодушие проявляется и к игрушкам, и к бытовым предметам. Почти полная безэмоциональность затрудняет общение, и ребёнок замыкается в себе.

Ребёнок с трудом чему-то учится, не понимает логику, цифры, связь букв и не имеет творческих способностей — отсутствие абстрактного мышления.

Агишев Дамир Адгемович Европейская Юридическая Служба
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог • Стаж 35 лет
Получить консультацию

Пока ребёнок маленький, он не понимает своих особенностей. Помочь ребенку адаптироваться к социуму без помощи специалиста сложно, чем раньше выявить проблему, тем больше шансов скорректировать патологию. Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас возникли вопросы. Наши психологи дистанционно проведут психодиагностику, психокоррекцию страхов, тревог ребенка.

Классификация умственной отсталости

Существует несколько видов классификаций олигофрении. На сегодняшний день МКБ-10 подразделяет патологию по уровню поражения интеллекта. Выделяют следующие степени слабоумия:

  • лёгкую;
  • умеренную;
  • тяжёлую;
  • глубокую.

Эту градацию используют при постановке диагноза, одобрении статуса инвалидности и форме обучения ребёнка. Сюда же МКБ-10 относит другую умственную отсталость и неуточнённую.

Среди прочих классификаций можно выделить вариант советского психолога и психиатра Марии Певзнер, который строится на этиопатогенетике:

  • неосложнённая форма;
  • с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения);
  • сочетающаяся с патологией анализаторов;
  • с сопутствующим психопатоподобным поведением;
  • с лобной недостаточностью.

Ещё один вариант классификации по клинико-физиологической форме разработали психиатры Самуил Мнухин и Дмитрий Исаев:

Наименование

Описание

Атоническая

Характеризуется чрезмерной отвлекаемостью и слабой сосредоточенностью, вялостью, апатией, плохой мелкой моторикой, а также однотипными бесцельными движениями

Дисфорическая

Характерно сильная эмоциональная подвижность, проявление агрессии или аутоагрессии, раздражительность и плохое внимание

Стеническая форма

Повышенная эмоциональность и коммуникабельность

Астеническая форма

Эмоциональная подвижность, плохое внимание, суетливость, слабая мелкая моторика и дезориентация в пространстве

Однако, самой распространённой классификацией считается та, где есть три степени: первая простым языком называется «дебильность» и является легкой степенью, вторая среднетяжелая, резко выраженная — «имбецильность», третья — «идиотия» или глубокая.

Степени олигофрении и их характеристики

Эта патология неизлечима, но состояние больного можно поддерживать. Признаки умственной отсталости лучше всего характеризовать согласно её степени.

Лёгкая умственная отсталость

Проявляется сниженным IQ в диапазоне от 70 до 50 баллов, при норме в 120-100 баллов. Лицо с данной умственной неразвитостью, как правило, имеет плохую кратковременную память и слабое абстрактное мышление. Такими людьми легко манипулировать. Внешне они ничем не отличаются от остальных, хотя есть некоторая замедленность речи. Взрослый человек может зарабатывать физическим трудом либо там, где не требуется прочные знания и сильный интеллект. При лёгкой степени умственной отсталости, у детей и взрослых есть возможность выполнять простые бытовые задачи.

Умеренная степень патологии

Умственная отсталость у взрослых и детей при этой степени характеризуется коэффициентом интеллекта в 49-35 баллов. Человек с таким диагнозом называется имбецил. Ему требуется постоянный уход со стороны посторонних людей, т. к. они плохо коммуницируют – их речь состоит из простых, коротких предложений и они не всегда правильно понимают то, что услышали.

Тяжелая и глубокая степень

Лица с нарушением интеллекта этой степени имеют IQ от 34 до 20 баллов, не могут сами себя обслуживать, плохо понимают речь и не в состоянии различать время. Словарный запас очень мал.

Взрослые олигофрены при глубоком течении патологии характеризуются интеллектом менее 20 баллов, практически не могут выражаться словесно, используя лишь жесты. У них очень плохая координация и есть большие проблемы с сенсорикой. Такие люди должны постоянно находиться под присмотром других.

Осложнения при олигофрении

Осложнения при олигофрении можно разделить на психические и соматические.

К психическим относятся различные нарушения поведения, особенно аутоагрессия. Это выражается в различных способах причинения себе вреда – порезы, удары, ожоги и т. д. Лечить подобные отклонения очень тяжело, из-за того, что олигофрен не осознает своих поступков.

К соматическим относят всевозможные виды инфекций, пневмонии и все заболевания, связанные с некачественным уходом за больным человеком.

Требовать от олигофрена какого-то отчета в своих действиях бесполезно. Он не понимает связи между поступками и опасностью. Поэтому с этим остаётся только мириться и стараться просто механически отучать больного от некоторых действий. Иногда на это уходят годы.

Агишев Дамир Адгемович
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог

Самым простым действиям и навыкам можно научить любых умственно неразвитых людей. Это лишь вопрос времени и терпения, при этом степень умственной отсталости в процессе обучения большой роли не играет. Однако осуществить такую задачу под силу только специалистам.

Получите консультацию врача
Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее

К какому врачу обращаться

Выявление патологии начинается с посещения педиатра, неонатолога, терапевта. Далее пациент направляется к неврологу для подтверждения диагноза и более глубокого и детального обследования. Возможно понадобится посетить психолога, психотерапевта, логопеда. дефектолога.

Постановка диагноза

Мало просто диагностировать нарушение, необходимо получить полную картину заболевания. Диагностировать умственную отсталость можно следующими способами:

  • оценку интеллекта;
  • клиническую и психологическую характеристику структуры дефекта;
  • наличие связанных патологий;
  • природу возникновения болезни;
  • уровень адаптации в обществе;
  • имеющиеся социально-психологические факторы, которые влияют на развитие болезни.

Для того чтобы понять всю индивидуальную особенность патологии человека, врачи прибегают к следующим методам исследования:

  • сбор информации о родителях, кровных родственниках пациента, о ходе беременности, родах и последующем развитии ребёнка;
  • различные анализы, в том числе, генетические;
  • диагностическое обследование (УЗИ, КТ, МРТ);
  • психологические и педагогические методы диагностики.

Если какой-то информации не хватает или есть непонятные моменты, врач имеет право назначить дополнительные обследования.

Лечение умственной отсталости

Умственную отсталость вылечить нельзя, и с этим придётся смириться. Болезнь будет сопровождать человека всю жизнь. Если поставлена лёгкая степень нарушения, человек сможет самостоятельно вести быт и работать. Если замечены более тяжёлые формы заболевания, потребуется постоянный уход за ним.

Коррекция психического развития проводится, но хорошие результаты удается получить не всегда. В основном терапия сводится к минимизации или устранению симптомов основного или сопутствующего диагноза.

Помимо адаптации олигофрена к жизни дома и за его пределами, врачи занимаются с родителями ребёнка. Их учат правильно общаться с сыном или дочерью, объясняют особенности болезни и способы налаживания контакта, иногда это происходит при помощи логопеда.

Не менее важное внимание уделяется обучению ребенка в коррекционных детских садах и школах, где малая заполняемость групп и классов, а также специальные программы занятий.

Пример из практики:

Родители воспитывают «особенную» восьмилетнюю дочь с умеренной степенью умственной отсталости. При плотном участии врачей, психологов, логопедов и педагогов им удалось научить девочку простым гигиеническим правилам, а также соблюдать меры безопасности в быту. Сейчас ребенок ходит в коррекционную школу.

Прогноз при умственной отсталости напрямую зависит от степени поражения мозга, времени постановки диагноза, а также скорости и качества лечения. При лёгких формах заболевания и правильной реабилитации – прогноз весьма благоприятный. В остальных случаях – нет.

Профилактика

Вся профилактическая работа строится на предотвращении негенетических случаев, т. е. когда у ребёнка нет наследственной предрасположенности к заболеванию. В частности:

  • рекомендации беременным женщинам по улучшению здоровья: отказ от вредных привычек, смена места жительства в условия с лучшей экологией, осторожное обращение с химикатами, исключение физической работы и пр.
  • предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей);
  • правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекций и соматических заболеваний;
  • раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий.

Частые вопросы

Умственная отсталость – это приобретённая болезнь или врождённая?
+

Патология может быть как врождённой (наследственная предрасположенность, генетический сбой и пр.), так и приобретённой (в случае травм, инфекций или как сопутствующее заболевание).

Какова клиническая картина УО в целом?
+

Общая симптоматика умственной отсталости – это задержка психического развития в любом его проявлении: эмоции, воля, речь, интеллект. У таких людей нет тяги изучать мир и нет творческих способностей.

Какие причины вызывают у ребёнка умственную отсталость?
+

Причинами могут стать наследственность, внутриутробные факторы (например, инфекция матери), родовые факторы, другие заболевания (когда олигофрения является следствием другой патологии) и послеродовые факторы (травмы, заболевания).

Заключение эксперта

Мир пытается создать условия для поддержания даже неизлечимых больных. В случае с олигофренией – это реабилитация, специальные учебные заведения, возможность трудоустройства и т. д. Однако, если есть шанс предотвратить патологию у ребёнка, лучше им воспользоваться.

Источники

  1. ... Маринчева Г.С., Вроно М.Ш. Умственная отсталость // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 2. — С. 612-680.
  2. ... Ковалев В.В., Маринчева Г.С. Олигофрении // Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 349-400.
  3. ... Воинова В. Ю., Юров И. Ю., Ворсанова С. Г., Юров Ю. Б.// Умственная Отсталость и хромосома Х
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Агишев Дамир Адгемович врач – невролог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!
Предыдущая статья
Амнезия ...
Следующая статья
Халязион ...

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ