Что значит клиповость мышления
Это быстрое, почти моментальное переключение с одной мысли или образа на другой. Подобно меняющимся картинкам и звукам в видеоклипах, внимание человека как бы скользит между объектами и не фиксируется на чем-то одном подолгу.
Фрагментарность восприятия информации одним из первых описал Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна», опубликованной в 1980 г. Он использовал термин «клиповая культура», имея в виду непрерывное мелькание информационных единиц (отрезков).
Тоффлер еще тогда предвидел, что в будущем подача информации станет более комфортной. Ведь у людей сложится соответствующий склад ума. Но ученый подразумевал не психологический, а культурный процесс.
Определение «клиповое мышление» ввел российский философ Ф. Гиренок в 2016 г. «Основная масса публикаций на тему клипового сознания и мышления связана с русскоязычными источниками и авторами» (Википедия).
Некоторые специалисты считают фрагментированное мышление не новым типом интеллекта, а возвратом к естественным процессам в человеческой психике. Не случайно канадский культуролог М. Маклюэн писал, что разум современного человека стремится к дотекстовому состоянию.
Тест на фрагментарное мышление
Выберите описание, наиболее подходящее вам, и узнайте результат.
№ |
Описание |
Результат |
1 |
Вы все схватываете на лету и быстро выделяете суть, не колеблясь с принятием решения. Не теряетесь в экстренных ситуациях, действуя интуитивно. У вас калейдоскопическое восприятие информации, вы воспринимаете ее в виде не связанных между собой фрагментов и с трудом можете сконцентрироваться на чем-то одном |
Явное клиповое мышление |
2 |
Для вас характерны вдумчивый, системный подход и принятие взвешенных решений. Получая информацию, вы анализируете, обобщаете и структурируете ее. Вам свойственно все раскладывать «по полкам» |
Понятийное мышление |
3 |
Вы моментально «фотографируете» обстановку и видите всю картину в целом, успевая, однако, анализировать и устанавливать логические связи со знакомыми вам фактами. Вы быстро привыкаете к изменчивым обстоятельствам, четко воспринимаете окружающий мир как визуально, так и эмоционально. При принятии решения руководствуетесь интуицией и логикой, склонны искать во всем рациональное зерно |
Смешанный тип. Такие люди обычно тяготеют к гуманитарным наукам, но подходят к ним с точки зрения логики и системы. Они весьма чувствительны к окружающим процессам, легко перенимают лишь элементы клиповости, не поддаваясь в полной мере слайдовому мышлению |
Как бороться с проблемой клипового мышления
Родители, учителя и психологи сегодня находятся в поисках способа, как победить поверхностное мышление. Они обеспокоены перспективой деградации детей и школьников, которые порой просто не усваивают потоки информации.
Но уже есть понимание тщетности подобных поисков, ведь феномен клиповости – это особый тип сознания, избавиться от которого полностью невозможно. Он представляет собой часть личности, сформировавшейся под влиянием современных технологий и инноваций.
«Папа, а правда, что от интернета глупеют?» – «Гы, сына, LOL!»
Поскольку узконаправленное мышление нельзя победить, его надо правильно использовать. Нам вполне под силу ослабить его минусы и усилить плюсы.
Если вам трудно сосредоточиться, запомнить услышанное, не отвлекаться при работе с большими объемами данных, воспользуйтесь рекомендациями ниже или обратитесь к нашим психологам. Специалист даст рекомендации, как скорректировать мозаичное восприятие, на дистанционной консультации. Работаем круглосуточно, консультируем по телефону.
6 способов, как избавиться от фрагментированного мышления
Избавиться от влияния клипового мышления особенно важно школьникам и студентам, которые продолжают учиться по консервативным программам.
Пример из практики:
Данил с детства проводил много времени, играя в компьютерные игры. Родители постоянно на работе, гулять его одного не пускали, бабушек не было. Проблемы с успеваемостью начались уже к концу первого года в школе, учителя жаловались на гиперактивность и неусидчивость мальчика. Во втором классе его даже хотели оставить на второй год, но на помощь пришел школьный психолог. После нескольких бесед со специалистом ситуация улучшилась. «На дорожку» Данил получил целый список книг и фильмов, многие из которых он с интересом прочел и посмотрел.
Рекомендации родителям:
- контролируйте и ограничивайте время, которое ребенок проводит в интернете. Отслеживайте сайты, где он бывает, чтобы хотя бы частично оградить его от негативной информации об убийствах, терроризме и пр.;
- приучайте ребенка к чтению, но без принуждения, чтобы не отбить всякую охоту к книгам. Просите его пересказать прочитанное;
- для развития речи беседуйте с ребенком как можно чаще – поправляйте его речевые ошибки, указывайте на неправильное ударение в словах, объясняйте значение новых слов;
- обсуждайте прочитанные книги и просмотренные фильмы, спектакли. Делитесь мнениями, ищите скрытый смысл в произведениях, полемизируйте;
- установите на любые гаджеты программы для тренировки памяти и внимания и проследите, чтобы ребенок регулярно ими пользовался;
- введите новую семейную традицию отдыхать от любой информации. Хотя бы раз в месяц не включайте компьютер, телевизор, не зависайте в интернете по телефону. Вместо этого гуляйте, ходите сами или принимать гостей у себя, делайте уборку и т. д.
Самый простой способ снизить негативные последствия поверхностного мышления – соблюдение режима дня. Благодаря четкому распорядку в сознании ребенка формируется целостный образ текущего дня, и создаются препятствия для клипового восприятия.
При желании уменьшить вредное влияние информационных технологий и повысить тем самым успеваемость ребенка вы всегда можете обратиться к нашим психологам. Не отказывайтесь от профессиональной помощи, ведь к некоторым детям так трудно найти правильный подход. Мы работаем 24 часа в сутки, консультируем по телефону, дистанционно.
Плюсы клипового мышления
Нельзя сказать, что клиповое мышление однозначно вредно. В нем есть немало полезного для современного человека. К достоинствам можно отнести:
- защиту мозга от перегрузок. Интенсивный поток информации фильтруется, разделяется на небольшие фрагменты;
- развитие многозадачности. Человек с клиповым мышлением может одновременно читать, слушать музыку и переписываться в соцсетях;
- ускорение реакции на любые внешние раздражители.
Возможный вред клипового мышления:
- трудности с концентрацией внимания. Человеку сложно сосредоточиться, дочитать длинную статью, досмотреть фильм, дослушать аудиокнигу, не отвлекаясь при этом. Непросто справляться с работой, требующей усидчивости и выполнения монотонных действий;
- поверхностное восприятие – неспособность анализировать информацию и делать точные выводы;
- плохая обучаемость и усвоение новой информации, присущая в основном учащимся школ и ВУЗов;
- подверженность манипуляциям. Человек не успевает анализировать и критически оценивать полученные сведения, чем активно пользуются маркетологи и рекламщики, побуждая людей к импульсивным покупкам;
- снижение способности к сопереживанию и сочувствию из-за постоянного воздействия на эмоции и выработки высокого порога чувствительности.
Частые вопросы
Это высокая скорость обработки аудио- и видеоинформации при наличии сложностей с длительным удержанием внимания, восприятием однообразного материала либо большого массива данных без перерыва.
К сожалению, да, так как он просто не успевает реагировать на происходящее. Индивиду с клиповой памятью надо слишком многое воспринимать, поэтому времени на переживания у него попросту не остается. Он может, например, пройти мимо лежащего на земле человека, решив, что тот пьян. Мысль о внезапном обмороке или сердечном приступе даже не придет ему в голову, не говоря уже о вызове неотложки. И это большая проблема.
Вредные стили мышления не нуждаются в полном купировании, иногда это может быть даже опасно. Клиповый тип восприятия информации – не болезнь и не изъян ребенка, а нормальная реакция на меняющийся окружающий мир. Ее обязательно нужно учитывать, но немного корректировать. Взрослые должны помочь детям не стать более медлительными и долго копаться там, где это не требуется. Представителям поколения Z важно доразвить, «достроить» свое мышление, тогда они смогут быть вдумчивыми или многозадачными, в зависимости от ситуации. А также быстро улавливать суть и давать оценки.
С детьми предпочтительнее смотреть старые советские фильмы. Большинство из них характеризуется размеренностью и неторопливостью, картинки и декорации в кинолентах времен СССР меняются нечасто. Такая подача информации может быстро наскучить ребенку, поэтому не заставляйте его смотреть весь фильм за один присест. Проявите гибкость: например, позовите посмотреть интересный или смешной эпизод. Если ребенок захочет уйти – не удерживайте, однако велик шанс, что он втянется в логически выверенный сюжет и захочет досмотреть кино до конца.
Заключение эксперта
Клиповое мышление – это отнюдь не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, он быстро реагирует на перемены и начинает работать по-новому. Нам остается лишь подстраиваться и учиться пользоваться им.
Например, вместо нудной зубрежки больших массивов информации сегодня намного важнее находить ее, обрабатывать и применять в своих целях. Не исключено, что уже следующему поколению придется испытать новый когнитивный скачок и мыслить иначе, чем мы и наши дети.