Предмет и задачи сурдопсихологии
Предметом является изучение особенностей психического развития людей с ограничениями по слуху, выявление компенсаторных механизмов.
В задачи сурдопсихологии входит:
- Изучение закономерностей развития человека.
- Выявление закономерностей психического развития по отношению в здоровым людям.
- Поиск обоснований для педагогического воздействия на детей.
- Изучение психологических проблем, касающихся интеграции в обществе.
- Изучение особенностей развития познавательной деятельности.
Объектом изучения являются люди, имеющие проблемы со слухом. Для нормального и полноценного развития детей с патологиями слуха важно правильно организовывать процесс воспитания и обучения.
Методы
Методы для поставленных задач в сурдопсихологии заимствуются из других областей психологии. Чаще используется наблюдение, анализ, эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа. Существуют основные и вспомогательные методы исследования.
Наименование |
Описание |
Наблюдение |
Предметом наблюдения могут быть перемещения, движения, особенности пантомимики, мимики, изменения вегетативных реакций. Для получения информации наблюдение занимает длительный период времени |
Эксперимент |
Для проведения эксперимента необходимо обеспечить хорошее понимание всех инструкций, в разговоре использовать жесты, наглядные пособия. К основному заданию преступают в том случае, если ребенок справился с тестовым. Специалисты могут использовать лабораторный, естественный, психологический и диагностический эксперименты |
Анализ продуктов деятельности |
Психологи изучают и анализируют детское творчество, сочинения, письменные работы. Это дает возможность определить, где именно и в чем ребенок испытывает трудности |
Тестирование |
Позволяет выявить актуальные данные о знаниях, умениях ребенка. Используются шкалы действия, невербальные тесты |
Методы анкетирования и беседы используются редко в работе с глухими детьми. Метод беседы позволяет делать выводы о степени развитости устной речи и особенностях психических процессов. Чем старше ребенок, тем больше возможностей провести беседу и получить максимум информации о состоянии психики, умений, развитости индивида.
При грамотном сочетании методов психологического изучения людей с нарушениями слуха удается получить информацию, которая способна помочь адаптации людей со слуховыми отклонениями в обществе. Выявление компенсаторных механизмов важно как для детей, так и для взрослых. Наши психологи дистанционно готовы помочь родителями детей с нарушениями слуха или вашим близким людям адаптироваться в социуме.
Психическое развитие детей с отклонениями
Особенностями психического развития людей с нарушениями слуха является замедление формирования слуховых функций и заторможенность психического развития.
Независимо от наличия или отсутствия тех или иных слуховых отклонений, психическое развитие детей с патологиями в слуховом аппарате подчиняется тем же закономерностям, что и у здоровых людей.
Спецификой слуховых патологий являются:
- проблемы со словесной опосредованностью;
- медленное развитие понятий;
- проблемы со сбором, обработкой, хранением информации.
И.М. Соловьев считает, что существует две основные особенности развития детей с ограниченными возможностями слуха. Первая — компоненты психики развиваются в другом соотношении. Вторая — происходит торможение психического развития после рождения с последующим ускорением в более старшем возрасте.
Подход в помощи детям с нарушениями слуха должен быть комплексным. Поэтому с такими детками занимаются сурдопсихологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, сурдопедагоги.
Как проходит работа с детьми
Специалисты оценивают состояние речевого, тонального слуха, уровень его развития. Как только устанавливается факт наличия проблем со слухом, начинается реабилитационный период. Чем раньше выявляются проблемы, тем лучше. Обязательно проводятся беседы с родителями таких детей на тему воспитания. Специалисты обучают родителей навыкам становления психологической базы речи.
Дети старше 1 года вместе с родителями должны посещать индивидуальные занятия в специализированных центрах. При работе с глухими детьми развивается невербальный и вербальный слух, формируется словесная речь для коммуникации. К развитию речевых функций относят:
- Лепетание.
- Фонетическую ритмику.
- Полные слова.
- Расширение импрессивной речи.
Обязательным условием для гармоничного формирования является подбор и постоянное ношение слухового аппарата.
Когда обращаться у сурдопсихологу
К врачу рекомендуется обращаться, если ребенок плохо адаптируется в коллективе. Из-за своего дефекта ребенок может испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, может быть робким, чрезмерно застенчивым, пугливым. Также обязательно обращаются к специалисту при наличии низкой самооценки у ребенка, наличии страхов, фобий, при наличии трудностей в освоении учебного материала, частых конфликтах с родителями.
Частые вопросы
Она изучает закономерности развития лиц с недостатками слуха, возникающие под влиянием того или иного дефекта, а также процесс их обучения и воспитания.
Она заключается в изучении особенностей психического развития глухих и слабослышащих людей, а также в разработке методов и средств их обучения и воспитания.
Это аудиологическое обследование, педагогическая диагностика, психолого-педагогическое наблюдение, специальные занятия по развитию речи и слухового восприятия, использование звукоусиливающей аппаратуры и кохлеарных имплантатов.
Заключение эксперта
Сурдопсихология – это научное направление, изучающее взаимосвязь между слуховыми нарушениями и психическими состояниями человека. Сурдопсихология занимается изучением психологических особенностей людей с нарушением слуха, а также разработкой специальных методик и техник работы с такими людьми. В рамках сурдопсихологии изучаются вопросы развития, обучения, коммуникации, социализации и адаптации людей с нарушением слуха. Это направление психологии играет важную роль в повышении качества жизни людей с нарушениями слуха и способствует интеграции их в общество.