Сурдопсихология

Время 5 минут
Просмотров 60k
Сурдопсихология

Сурдопсихология является разделом специальной или коррекционной психологии. Она изучает развитие психики людей с проблемами слуха. При таких нарушениях страдает формирование речи, словесного мышления, познавательная деятельность. В задачи науки входит выявление компенсаторных возможностей, благодаря которым будут преодолены недостатки слуховых ощущений.

Без регистрации и установки приложения
2 700 ₽ 1 350 ₽

Предмет и задачи сурдопсихологии

Предметом является изучение особенностей психического развития людей с ограничениями по слуху, выявление компенсаторных механизмов.

В задачи сурдопсихологии входит:

  1. Изучение закономерностей развития человека.
  2. Выявление закономерностей психического развития по отношению в здоровым людям.
  3. Поиск обоснований для педагогического воздействия на детей.
  4. Изучение психологических проблем, касающихся интеграции в обществе.
  5. Изучение особенностей развития познавательной деятельности.

Объектом изучения являются люди, имеющие проблемы со слухом. Для нормального и полноценного развития детей с патологиями слуха важно правильно организовывать процесс воспитания и обучения.

Важно! Опыт и знания, которые накоплены в сурдопсихологии очень важны. Особенно это касается изучения психического развития слабослышащих и глухих детей. При этом эти познания могут использоваться и другими отраслями психологии.

Методы

Методы для поставленных задач в сурдопсихологии заимствуются из других областей психологии. Чаще используется наблюдение, анализ, эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа. Существуют основные и вспомогательные методы исследования.

Наименование

Описание

Наблюдение

Предметом наблюдения могут быть перемещения, движения, особенности пантомимики, мимики, изменения вегетативных реакций. Для получения информации наблюдение занимает длительный период времени

Эксперимент

Для проведения эксперимента необходимо обеспечить хорошее понимание всех инструкций, в разговоре использовать жесты, наглядные пособия. К основному заданию преступают в том случае, если ребенок справился с тестовым. Специалисты могут использовать лабораторный, естественный, психологический и диагностический эксперименты

Анализ продуктов деятельности

Психологи изучают и анализируют детское творчество, сочинения, письменные работы. Это дает возможность определить, где именно и в чем ребенок испытывает трудности

Тестирование

Позволяет выявить актуальные данные о знаниях, умениях ребенка. Используются шкалы действия, невербальные тесты

Методы анкетирования и беседы используются редко в работе с глухими детьми. Метод беседы позволяет делать выводы о степени развитости устной речи и особенностях психических процессов. Чем старше ребенок, тем больше возможностей провести беседу и получить максимум информации о состоянии психики, умений, развитости индивида.

При грамотном сочетании методов психологического изучения людей с нарушениями слуха удается получить информацию, которая способна помочь адаптации людей со слуховыми отклонениями в обществе. Выявление компенсаторных механизмов важно как для детей, так и для взрослых. Наши психологи дистанционно готовы помочь родителями детей с нарушениями слуха или вашим близким людям адаптироваться в социуме.

Стаж 33 года
star star star star star
Более 27536 консультаций
Абдрахманов Александр Равильевич
Абдрахманов Александр Равильевич
Терапевт, врач восстановительной медицины

Психическое развитие детей с отклонениями

Особенностями психического развития людей с нарушениями слуха является замедление формирования слуховых функций и заторможенность психического развития.

Независимо от наличия или отсутствия тех или иных слуховых отклонений, психическое развитие детей с патологиями в слуховом аппарате подчиняется тем же закономерностям, что и у здоровых людей.

Спецификой слуховых патологий являются:

  • проблемы со словесной опосредованностью;
  • медленное развитие понятий;
  • проблемы со сбором, обработкой, хранением информации.

И.М. Соловьев считает, что существует две основные особенности развития детей с ограниченными возможностями слуха. Первая — компоненты психики развиваются в другом соотношении. Вторая — происходит торможение психического развития после рождения с последующим ускорением в более старшем возрасте.

Подход в помощи детям с нарушениями слуха должен быть комплексным. Поэтому с такими детками занимаются сурдопсихологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, сурдопедагоги.

Как проходит работа с детьми

Специалисты оценивают состояние речевого, тонального слуха, уровень его развития. Как только устанавливается факт наличия проблем со слухом, начинается реабилитационный период. Чем раньше выявляются проблемы, тем лучше. Обязательно проводятся беседы с родителями таких детей на тему воспитания. Специалисты обучают родителей навыкам становления психологической базы речи.

Дети старше 1 года вместе с родителями должны посещать индивидуальные занятия в специализированных центрах. При работе с глухими детьми развивается невербальный и вербальный слух, формируется словесная речь для коммуникации. К развитию речевых функций относят:

  1. Лепетание.
  2. Фонетическую ритмику.
  3. Полные слова.
  4. Расширение импрессивной речи.

Обязательным условием для гармоничного формирования является подбор и постоянное ношение слухового аппарата.

Когда обращаться у сурдопсихологу

К врачу рекомендуется обращаться, если ребенок плохо адаптируется в коллективе. Из-за своего дефекта ребенок может испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, может быть робким, чрезмерно застенчивым, пугливым. Также обязательно обращаются к специалисту при наличии низкой самооценки у ребенка, наличии страхов, фобий, при наличии трудностей в освоении учебного материала, частых конфликтах с родителями.

Фото: Задачи сурдопсихологии

Частые вопросы

Что сурдопсихология изучает?
+

Она изучает закономерности развития лиц с недостатками слуха, возникающие под влиянием того или иного дефекта, а также процесс их обучения и воспитания.

Какая цель сурдопсихологии в психологии?
+

Она заключается в изучении особенностей психического развития глухих и слабослышащих людей, а также в разработке методов и средств их обучения и воспитания.

Какие методы используются для работы с детьми с нарушениями слуха?
+

Это аудиологическое обследование, педагогическая диагностика, психолого-педагогическое наблюдение, специальные занятия по развитию речи и слухового восприятия, использование звукоусиливающей аппаратуры и кохлеарных имплантатов.

Заключение эксперта

Сурдопсихология – это научное направление, изучающее взаимосвязь между слуховыми нарушениями и психическими состояниями человека. Сурдопсихология занимается изучением психологических особенностей людей с нарушением слуха, а также разработкой специальных методик и техник работы с такими людьми. В рамках сурдопсихологии изучаются вопросы развития, обучения, коммуникации, социализации и адаптации людей с нарушением слуха. Это направление психологии играет важную роль в повышении качества жизни людей с нарушениями слуха и способствует интеграции их в общество.

verified
Публикуем только проверенную информацию

Источники

  1. ... "Deaf Mental Health Care" Neil S. Glickman, 2003, Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
  2. ... "Psychological and Social Processes in Deaf Children", Marc Marschark, 1993, Oxford University Press
  3. ... "Mental Health in the Deaf Community: Facts and Dangers", Betty Staley, 2007, Gallaudet University Press
Задайте вопросы автору статьи
Абдрахманов Александр Равильевич
Абдрахманов Александр Равильевич
Автор статьи
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!

Другие статьи по теме

Все статьи
8 800 333-83-62
Круглосуточно
ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИИ
Пожалуйста, заполните все обязательные поля