Общая информация
Благодаря памяти человек может запоминать и хранить в голове определенную информацию, используя ее в нужный момент. Условно память принято делить на 2 типа: непроизвольную и произвольную. Последняя необходима для запоминания информации для конкретных задач. Непроизвольное запоминание чаще всего связано с эмоциями, подсознанием.
Почему человек запоминает выборочно
Способности непроизвольной памяти можно наблюдать в момент прекращения какого-то занятия. Когда человек полностью погружен в решение проблемы, и его деятельность неожиданно прерывается, то, скорее всего, эта деятельность запомнится непроизвольно. Причем, следует отметить, что этот момент будет запомнен куда как лучше, чем та деятельность, которую завершили. Такой феномен связан с квазипотребностью — потребностью индивида довести начатое до конца. Напряжение проходит как только дело сделано полностью. Если по каким-то причинам «сброса» напряжения не произошло, то тенденция в исполнении действия сохраняется. При этом действие остается в памяти человека, что дает возможность предположить связь тенденции и механизма памяти.
Непроизвольный вид памяти связан с деятельностью, мотивацией. В памяти содержится информация о том виде деятельности, которую человек недавно совершал.
Эта теория подтверждается результатами эксперимента А. А. Смирнова и П. И. Зинченко. Зинченко предложил испытуемым 15 карточек, на которых были изображены предметы. Допустимо было объединение 12 карточек в 4 группы. А оставшиеся 3 не относились ни к одной из групп. На всех были написаны цифры, отличающиеся друг от друга.
- Первый опыт. Испытуемые классифицировали предметы, нарисованные на карточках. Как только они заканчивали, их просили назвать числа и то, чем они занимались.
- Второй опыт. Числа расстанавливались в верном порядке. При озвучивании предметов лучше всего запоминались именно те, на которые было обращено наибольшее внимание.
Смирнов в своих опытах просил испытуемых рассказать, как они добираются на работу. Вся информация должна была рассказываться с хронологической четкостью, была задача вспомнить как можно больше деталей, нюансов. В своих рассказах люди чаще всего вспоминали действия для достижения цели и говорили о том, что мешало им закончить какое-то дело.
Исследования показывают, что непроизвольная память является невероятно мощным инструментом нашего мозга. Она позволяет нам быстро и эффективно реагировать на окружающую среду, узнавать и классифицировать предметы, опознавать людей и воспроизводить привычные действия без необходимости задумываться над каждым шагом.
Произвольная и непроизвольная память
Произвольная и непроизвольная память взаимосвязаны и взаимодополняемы. Обе формы памяти работают синергетически и позволяют нам эффективным образом управлять информацией. Они помогают устанавливать прочные ассоциации, формировать понимание и решать задачи на основе прошлого опыта. Сочетание этих двух видов памяти обеспечивает обширные возможности для обучения, творчества и адаптации к переменам в жизни.
Наименование |
Описание |
Произвольная |
Это способность активно осознавать и усваивать информацию, которую человек выбирает для запоминания. Она позволяет сохранять и вспоминать факты, события, лица или любую другую информацию, которая интересует или считается важной. Произвольное запоминание требует усилий и сознательного участия, поскольку человек сам выбирает, что именно следует запомнить. Пример произвольной памяти: когда студент готовится к экзамену, он активно фокусируемся на конкретных фактах, формулировках и правилах, чтобы в дальнейшем вспомнить их при необходимости |
Непроизвольная |
Представляет собой более спонтанную и автоматическую форму запоминания информации. Эта память проявляется в тех случаях, когда личность воспринимает или взаимодействует с данными, несмотря на отсутствие какого-либо намеренного потребления информации. Примером такой памяти может быть запоминание общих сведений о мире вокруг. Любители чтения, например, могут непроизвольно запоминать названия книг, авторов и даже отрывки текстов, не задумываясь о том, что именно они заботятся о запоминании информации |
Оба вида памяти оказывают существенное влияние на когнитивное функционирование. Они позволяют сохранять и восстанавливать информацию, а также формировать представление о мире. Благодаря этому можно получать новые знания, разрабатывать творческие идеи и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям.
Непроизвольная память у детей
У маленьких детей память является частью восприятия, общения и овладения языком, навыками. В дошкольном возрасте память интенсивно развивается. Для полноценного развития очень важно, чтобы все виды памяти совершенствовались с ростом ребенка.
В 2-3 года ребенок способен повторять и запоминать строки из стихов. До 7 лет у детей преобладает непроизвольное запоминание. Оно основано на эмоциях, впечатлениях и связана со слуховыми, тактильными, зрительными впечатлениями. В 4 года ребенок все так же запоминает непроизвольно и воспроизводит информацию. Чем младше ребенок, тем большее значение в запоминании играют впечатления, эмоции. Непроизвольная память наиболее развита у детей дошкольного возраста.
Закономерности непроизвольного запоминания
Они основаны на комплексном взаимодействии различных факторов и процессов, которые происходят в мозге. Непроизвольное запоминание возникает без сознательного участия и контроля со стороны человека. Это является естественной реакцией на восприятие и обработку информации. К закономерностям относят:
- Закон контраста. Согласно этому закону, события и впечатления, которые имеют высокую эмоциональную насыщенность и контрастность, более ярко запечатлеваются в памяти. Мозг обращает большее внимание на такие события и сохраняет их в более продолжительном и ярком виде.
- Закон повторения. Многократное повторение информации приводит к ее закреплению в памяти. Если информация повторяется достаточно часто и регулярно, то шансы ее запоминания значительно возрастают. Этот принцип использовался, например, в классической технике обучения «флеш-картами», когда информация повторяется в определенных интервалах времени.
Еще одной закономерностью непроизвольного запоминания является закон ассоциаций. Человеческий мозг по своей природе стремится устанавливать связи и ассоциации между различными фрагментами информации. Если новая информация ассоциируется с уже известными и имеющимися в памяти образами, то шансы ее запоминания значительно возрастают. Например, если мы помним чей-то номер телефона, ассоциируя его со своим личным номером или другими цифровыми комбинациями, то это помогает нам быстрее вспоминать и не забывать эту информацию.
Частые вопросы
Для этих целей используют ассоциативное связывание, повторение информации, использование мнемонических приемов. Важно помнить, что этот вид памяти не контролируется человеком.
Она нужна для автоматического запоминания информации, помогает сохранять и использовать информацию, которую человек получает в повседневной жизни.
Она работает автоматически и не требует сознательного усилия для запоминания информации. Однако, можно развивать непроизвольную память, чтобы улучшить ее эффективность.
Заключение эксперта
Непроизвольная память играет значительную роль в жизни. Она влияет на принимаемые решения, поступки. Именно благодаря ей используются полученные ранее знания, опыт, не задумываясь о том, как именно они были усвоены. Этот феномен является неотъемлемой частью памяти и способствует успехам и развитию в различных сферах жизни. Однако следует понимать, что непроизвольная память не всегда достоверна. В некоторых случаях она может быть искаженной или подвержена влиянию внешних факторов.