Общая информация
Теория ценностей Шварца разработана в 1992 году психологом Клодом Шварцем. Эта методика представлена в виде опросника, позволяющего оценить степень выраженности 10 базовых ценностей индивида. Создавалась методика на основе теории основных, базовых ценностей человека. Эта теория гласит, что у всех людей есть типовые ценности, определяющие решения, поведения человека. Методика дает возможность измерить эти ценности. Кроме того, можно использовать эти данные для анализа личности, прогнозирования поведения, для принятия решений.
Аспекты методики
В основу методики Шварца легла система взглядов американского психолога М. Рокича, в которой говорилось о ценностях, важных сами по себе и используемых для достижения поставленных целей. И второй основой стала концепция самого Шварца об отличиях ценностей по мотивационным целям.
Анализируя эти две теории, Шварц пришел к выводу, что стандартные человеческие ценности являются фундаментальными и группируются по 10 типам:
- Достижения. Желание добиться успеха согласно общественным стандартам.
- Власть. Потребность в контроле над людьми, социальными, материальными ресурсами.
- Стимуляция. Желание перемен, чего-то нового.
- Гедонизм. Проявляется в жажде сладострастных удовольствий.
- Универсализм. Человек стремится к равенству, общественной справедливости.
- Самостоятельность. Возможность развивать свои идеи, способности, свобода выбора действий.
- Безопасность. Стремление к стабильности, благоприятным условиям.
- Традиция. Сохранение семейных традиций, религиозных норм, культурных традиций.
- Доброжелательность. Это верность родным, забота о них.
- Конформность. Необходимость следовать правилам, общественным нормам.
Шварцем была предложена теория, которая утверждала, что ценности могут существовать на нескольких уровнях. Он выделил всего 2 таких уровня, которые представлены:
Наименование |
Описание |
Уровень нормативных стремлений |
Характеризуется большим постоянством, которое определяет мировоззрение человека в понимании, как именно следует поступать в том или ином случае |
Уровень индивидуальных предпочтений |
Соотносится с определенными поступками индивида, зависимостью от окружающей среды, обстоятельств |
Эти аспекты были отражены в специальном опроснике Шварца. Ценности по Шварцу — уникальные и осознанные потребности, которые непосредственно связаны с культурой, средой и менталитетом конкретного общества.
Опросник
Он состоит из 2 частей: первая нужна для изучения самих ценностей, убеждений, идеалов, которые способны оказывать влияние на человека. Список этих ценностей делится на два — существительные и прилагательные. Они включают в себя 57 ценностей. Человеку предлагается оценить по 7-ми бальной системе каждую ценность.
Вторая часть представлена профилем личности. В ней 40 описаний, которые характеризуют 10 ценностей. После того, как испытуемый отвечает на все вопросы, специалист подводит итоги и анализирует результаты.
Если вам интересно пройти опросник Шварца, но вы не понимаете результатов или затрудняетесь в их расшифровке, обратитесь к нашим психологам за помощью. Они проконтролируют правильность выполнения самого теста, расшифруют и объяснят результаты.
4 ценности в маркетинге
Система ценностей представлена в виде круга Шварца. Здесь взаимодополняющие ценности располагаются рядом, а противоположные — на разных полюсах. Границы между ценностями могут изменяться и не являются постоянными. В маркетинге используют 4 основные ценности:
- Самоутверждение.
- Открытость к переменам.
- Самоопределение.
- Консерватизм.
Люди лучше всего воспринимают рекламу, в которой говорится о семье, культурном многообразии, дружбе. Некоторые люди поддерживают все 4 ценности, поэтому они могут сочетаться, переплетаться между собой и дополнять друг друга.
Ценности по Шварцу
Принципы, убеждения и идеалы (иначе говоря, ценности каждой отдельной личности), согласно теории Шварца, основаны на двух уровнях: личностные приоритеты и эталоны, которые в обществе приняты за «норму».
Второй уровень считается наиболее устойчивым, прочным. Он отображает понимание индивида о том, как нужно поступать. Что определяет жизненные принципы поведения. Нормативные идеалы представлены ценностями, описывающими общепринятые правила и нормы. Именно на них, по мнению психолога, строится общество.
Человек ориентируется на то, что считается правильным и морально приемлемым, и его поведение определяется этими стандартами.
Однако личностные ценности более подвержены влиянию внешних факторов, таких как групповое давление, социальная среда или иные обстоятельства. Здесь человеку необходимо принимать конкретные решения и совершать поступки на основе текущей ситуации. Индивидуальные приоритеты, связанные с этим уровнем ценностей, могут быть изменчивыми и зависеть от различных обстоятельств.
Таким образом, теория Шварца подчеркивает две важные стороны ценностей личности. Нормативные идеалы формируют основу принципов поведения человека. Однако индивидуальные приоритеты, связанные с конкретными ситуациями, могут влиять на решения и действия.
Частые вопросы
Это устойчивые убеждения человека о том, что важно и значимо. Они способны влиять на поведение, решения, отношение к другим людям и к миру в целом.
К этому методу прибегают в различных областях, включая психологию, численный анализ и программирование.
Да, можно, но для более точной интерпретации результатов рекомендуется обратиться к психологам.
Заключение эксперта
Методика Шварца - это опросник, который позволяет оценить степень выраженности 10 базовых ценностей человека. Она была разработана в 1992 году психологом Клодом Шварцем на основе его теории базовых человеческих ценностей. Методика Шварца позволяет измерить эти ценности и использовать их для анализа личности, прогнозирования поведения и принятия решений.