Консультации врачей 24/7

Логопсихология

Монахова Альбина Петровна Теледоктор 24
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Логопсихология — отрасль специальной психологии, исследующая психологические особенности человека с расстройствами речи. Наука опирается на психофизиологию, лингвистику, общую теорию развития. В основе науки лежит теория единства личности, мышления, речи, поведения, формирования симптоматики речевых отклонений. Рассмотрим, что такое логопсихология и зачем она нужна.

Логопсихология

Общая информация

Своим содержанием логопсихология обязана лингвистике. Важное практическое значение в этой науке играет понимание функций языка, его сущности, структуры. Для правильного формирования высших психических функций язык необходим. Любые отклонения провоцируют цепочку нарушений, связанных с дальнейшей социализацией индивида.

Расстройства речи — это патология, связанная с логопедией, психологией, неврологией. Оказание помощи человеку с нарушениями речи должно быть всесторонним и охватывать большой спектр специалистов, в том числе отоларингологов.

Логопедия и логопсихология развивались одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом. Сначала накапливались симптоматические проявления у лиц с нарушением речи. Данные собирались, в том числе, при оказании психологической помощи пациентам. Например, аккумулировались сведения о когнитивных функциях у людей с речевыми отклонениями, их особенностях. Затем на основании исследований предлагались методы коррекции патологий.

Фото: Задачи логопсихологии

Связь с другими науками

Логопсихология стоит между естественными и гуманитарными науками. Она связана с такими науками, как философия, психология (общая, медицинская, специальная, педагогическая возрастная), логопедия, психолингвистика.

  1. Связь с философией. Основана на общих законах развития человечества, природы, общества. В логопсихологии применяются некоторые законы философии: закон диалектики, переход количественных изменений в качественные.
  2. Связь с логопедией. Знания психологии лиц с речевыми отклонениями можно углубить исследованиями речевых расстройств, выявить связь психических процессов и развития речи. Логопсихология направлена на оптимизацию логокоррекционных процессов.
  3. Связь с психологией. Позволяет диагностировать, корректировать речевые отклонения, разбираться в речевых, возрастных кризисах, дает возможность установить соотношения поведения и развития ребенка в зависимости от посещаемых ими групп.

Логопсихология опирается на педиатрию, нейрофизиологию, невропатологию. На основе данных логопсихологии можно построить систему обучения, адаптации, воспитания детей с патологиями речи.

Фото: Связь логопсихологии с другими науками

Задачи и цели

Предмет логопсихологии — психические особенности людей с речевыми патологиями, методы коррекции, терапии. Объект логопсихологии — анализ закономерностей и механизмов функционирования пациентов с нарушениями речи. Цель науки — оказание помощи людям с речевыми нарушениями.

Задачами логопсихологии могут быть:

Теоретические

Практические

Изучение индивидуального развития людей с отклонениями в речи в социуме

Диагностика когнитивной сферы ребенка

Исследование регулярности развития познавательной деятельности при речевых отклонениях

Психологическая коррекция отклонений в познавательной области, социальном, личностном развитии

Применение, формирование логопсиходиагностики

Профилактика вторичных отклонений в психическом развитии

Обоснование, с точки зрения психологии, эффективности методов коррекции, терапии

Диагностика концепции социально-личностного развития детей

В задачи также входят совершенствование методов психологической профилактики речевых нарушений, дифференциальная диагностика с похожими отклонениями.

Монахова Альбина Петровна Европейская Юридическая Служба
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Получить консультацию

Обратитесь к нашим психологам, если вам требуется психологическая помощь. Дистанционно наши специалисты проработают комплексы, установят причины речевых нарушений, если они связаны с психическими отклонениями, помогут справиться с неуверенностью, низкой самооценкой.

Принципы и методы логопсихологии

Методология — система принципов, способов формирования, построения практической и теоретической деятельности. Принципы логопсихологии созданы в рамках общей психологии и включают в себя:

  • Принцип детерминизма. Психические процессы преломляются сквозь призму внешних воздействий, отражаясь в нашей психике. Важно отметить, что одна и та же внешняя стимуляция может вызывать разные реакции в зависимости от внутренних условий.
  • Принцип отражательности. Психические процессы являются высшей формой отражения внешнего мира через образы, понятия и переживания. Ключевыми характеристиками психического отражения являются субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Именно поэтому нарушения в способности отображать реальность считаются отклонениями в общем психическом развитии. Эти отклонения могут быть связаны как с развитием образного отражения, так и с понятийным отражением.
  • Принцип единства психики и деятельности. Психика постепенно развивается и проявляется через взаимодействие с внешним миром. Внешняя деятельность, связанная с конкретными предметами и объектами, стимулирует внутреннюю психическую активность. Если сократить содержание связи между психикой и деятельностью до минимума, то можно сказать, что точность и глубина осознания окружающего мира непосредственно влияют на гибкость поведения человека и эффективность его деятельности. Обратно сказанное также верно: чем более активным является человек в своих действиях, тем более точными становятся его представления о происходящих событиях.
  • Генетический принцип. Всякий умственный процесс следует изучать исключительно с учетом его динамики, то есть в процессе эволюции и формирования психики, в рамках внутренних механизмов ее развития. Отклонение в развитии представляет собой достаточно сложный феномен: одни аспекты развивающейся психики могут оставаться относительно непоколебимыми, в то время как другие проявляют признаки нарушений.

Главным методологическим направлением считается системный подход. Он подразумевает исследование явлений, объектов, как одно целое, выявление горизонтальных и вертикальных структур, открытие устойчивых связей, которые образуют структуру системы.

Наиболее эффективными способами и приемами в логопсихологии являются:

  1. Опросный метод. Сюда входят интервьюирование, анкетирование.
  2. Эксперимент. Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность человека с целью создания оптимальных условий в изучении психологических явлений.
  3. Наблюдение. Изучается нормальное, естественное поведение. Виды наблюдения могут варьироваться и зависят от места нахождения пациента.
  4. Тесты. Испытания, которые ограничены по времени. Они необходимы для выявления различий в каком-то психологическом свойстве.

В современной психологии существует ряд методов, которые помогают исследователям и практикам получить ценную информацию о людях и их поведении. Один из таких методов - социометрический метод, который позволяет определить степень социальной связанности между индивидами. Этот метод основан на анализе взаимодействия и коммуникации в группе людей и позволяет выявить лидеров, аутсайдеров и другие социальные роли.

Еще одним методом является беседа, которая позволяет исследователю получить детальную информацию о мыслях, чувствах и мотивах человека. В ходе беседы можно выявить ключевые проблемы и потребности субъекта и определить пути их решения.

Обратите внимание! Логопсихология является неотъемлемым инструментом для развития коммуникативных навыков. Она помогает выявить и лечить различные речевые и коммуникативные нарушения, такие как алалия, заикание, афазия и другие. Логопсихологические методы и техники позволяют укрепить и улучшить навыки взаимодействия у людей всех возрастных групп.

Виды психопрофилактики в логопсихологии

Психопрофилактика необходима для предотвращения психологических отклонений. Может быть первичной, вторичной, третичной. В первом случае занятия проводятся с детьми, у которых есть незначительные отклонения. При регулярных занятиях патология не формируется в полной мере. При уже имеющихся недостатках проводится вторичная профилактика. Она помогает предотвратить появления дополнительных нарушений. Суть третичной заключается в социально-трудовой адаптации.

Психопрофилактика следует за естественным процессом развития личности.

Частые вопросы

Что является предметом изучения в логопсихологии?
+

Эта наука изучает нарушения речи и языка, а также их психологические и нейрофизиологические основы. Логопсихология исследует различные аспекты речевого развития, включая фонетику, фонологию, морфологию, синтаксис, семантику и прагматику.

Какая научно-теоретическая основа логопсихологии?
+

Она включает в себя различные подходы и теории, которые объясняют речевое развитие и нарушения речи, например, теории психолингвистики, коммуникативного подхода, развития речи, психосоциального подхода.

Какие методы используются в логопсихологии для диагностики речевых нарушений?
+

Для диагностики речевых нарушений применяются различные методы, включая анамнез, наблюдение, тестирование и оценку речи.

Заключение эксперта

Логопсихология является научной дисциплиной, изучающей речевое развитие и нарушения речи. Она объединяет в себе знания из области психологии, лингвистики и нейропсихологии для понимания причин и механизмов возникновения речевых нарушений. Логопсихологи играют важную роль в диагностике, лечении и коррекции речевых проблем у детей и взрослых. Их работа помогает людям преодолеть трудности в общении и достичь оптимального уровня речевого функционирования. Логопсихология продолжает развиваться и вносить вклад в наше понимание речи и ее нарушений, что способствует улучшению качества жизни людей с речевыми трудностями.

Источники

  1. ... Автор: Леонтьев А.А. Год издания: 2015 Название книги: "Логопсихология: Учебное пособие" Издательство: Питер
  2. ... Автор: Лурье И.З. Год издания: 2009 Название книги: "Психология речи и логопедия" Издательство: Смысл
  3. ... Автор: Белкина М.В., Короткова Е.В. Год издания: 2017 Название книги: "Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей" Издательство: Гуманитарный центр
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!
Предыдущая статья
Компульсивное переедание ...
Следующая статья
Кинотерапия ...

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ