Общая информация
Своим содержанием логопсихология обязана лингвистике. Важное практическое значение в этой науке играет понимание функций языка, его сущности, структуры. Для правильного формирования высших психических функций язык необходим. Любые отклонения провоцируют цепочку нарушений, связанных с дальнейшей социализацией индивида.
Расстройства речи — это патология, связанная с логопедией, психологией, неврологией. Оказание помощи человеку с нарушениями речи должно быть всесторонним и охватывать большой спектр специалистов, в том числе отоларингологов.
Логопедия и логопсихология развивались одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом. Сначала накапливались симптоматические проявления у лиц с нарушением речи. Данные собирались, в том числе, при оказании психологической помощи пациентам. Например, аккумулировались сведения о когнитивных функциях у людей с речевыми отклонениями, их особенностях. Затем на основании исследований предлагались методы коррекции патологий.
Связь с другими науками
Логопсихология стоит между естественными и гуманитарными науками. Она связана с такими науками, как философия, психология (общая, медицинская, специальная, педагогическая возрастная), логопедия, психолингвистика.
- Связь с философией. Основана на общих законах развития человечества, природы, общества. В логопсихологии применяются некоторые законы философии: закон диалектики, переход количественных изменений в качественные.
- Связь с логопедией. Знания психологии лиц с речевыми отклонениями можно углубить исследованиями речевых расстройств, выявить связь психических процессов и развития речи. Логопсихология направлена на оптимизацию логокоррекционных процессов.
- Связь с психологией. Позволяет диагностировать, корректировать речевые отклонения, разбираться в речевых, возрастных кризисах, дает возможность установить соотношения поведения и развития ребенка в зависимости от посещаемых ими групп.
Логопсихология опирается на педиатрию, нейрофизиологию, невропатологию. На основе данных логопсихологии можно построить систему обучения, адаптации, воспитания детей с патологиями речи.
Задачи и цели
Предмет логопсихологии — психические особенности людей с речевыми патологиями, методы коррекции, терапии. Объект логопсихологии — анализ закономерностей и механизмов функционирования пациентов с нарушениями речи. Цель науки — оказание помощи людям с речевыми нарушениями.
Задачами логопсихологии могут быть:
Теоретические |
Практические |
Изучение индивидуального развития людей с отклонениями в речи в социуме |
Диагностика когнитивной сферы ребенка |
Исследование регулярности развития познавательной деятельности при речевых отклонениях |
Психологическая коррекция отклонений в познавательной области, социальном, личностном развитии |
Применение, формирование логопсиходиагностики |
Профилактика вторичных отклонений в психическом развитии |
Обоснование, с точки зрения психологии, эффективности методов коррекции, терапии |
Диагностика концепции социально-личностного развития детей |
В задачи также входят совершенствование методов психологической профилактики речевых нарушений, дифференциальная диагностика с похожими отклонениями.
Обратитесь к нашим психологам, если вам требуется психологическая помощь. Дистанционно наши специалисты проработают комплексы, установят причины речевых нарушений, если они связаны с психическими отклонениями, помогут справиться с неуверенностью, низкой самооценкой.
Принципы и методы логопсихологии
Методология — система принципов, способов формирования, построения практической и теоретической деятельности. Принципы логопсихологии созданы в рамках общей психологии и включают в себя:
- Принцип детерминизма. Психические процессы преломляются сквозь призму внешних воздействий, отражаясь в нашей психике. Важно отметить, что одна и та же внешняя стимуляция может вызывать разные реакции в зависимости от внутренних условий.
- Принцип отражательности. Психические процессы являются высшей формой отражения внешнего мира через образы, понятия и переживания. Ключевыми характеристиками психического отражения являются субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Именно поэтому нарушения в способности отображать реальность считаются отклонениями в общем психическом развитии. Эти отклонения могут быть связаны как с развитием образного отражения, так и с понятийным отражением.
- Принцип единства психики и деятельности. Психика постепенно развивается и проявляется через взаимодействие с внешним миром. Внешняя деятельность, связанная с конкретными предметами и объектами, стимулирует внутреннюю психическую активность. Если сократить содержание связи между психикой и деятельностью до минимума, то можно сказать, что точность и глубина осознания окружающего мира непосредственно влияют на гибкость поведения человека и эффективность его деятельности. Обратно сказанное также верно: чем более активным является человек в своих действиях, тем более точными становятся его представления о происходящих событиях.
- Генетический принцип. Всякий умственный процесс следует изучать исключительно с учетом его динамики, то есть в процессе эволюции и формирования психики, в рамках внутренних механизмов ее развития. Отклонение в развитии представляет собой достаточно сложный феномен: одни аспекты развивающейся психики могут оставаться относительно непоколебимыми, в то время как другие проявляют признаки нарушений.
Главным методологическим направлением считается системный подход. Он подразумевает исследование явлений, объектов, как одно целое, выявление горизонтальных и вертикальных структур, открытие устойчивых связей, которые образуют структуру системы.
Наиболее эффективными способами и приемами в логопсихологии являются:
- Опросный метод. Сюда входят интервьюирование, анкетирование.
- Эксперимент. Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность человека с целью создания оптимальных условий в изучении психологических явлений.
- Наблюдение. Изучается нормальное, естественное поведение. Виды наблюдения могут варьироваться и зависят от места нахождения пациента.
- Тесты. Испытания, которые ограничены по времени. Они необходимы для выявления различий в каком-то психологическом свойстве.
В современной психологии существует ряд методов, которые помогают исследователям и практикам получить ценную информацию о людях и их поведении. Один из таких методов - социометрический метод, который позволяет определить степень социальной связанности между индивидами. Этот метод основан на анализе взаимодействия и коммуникации в группе людей и позволяет выявить лидеров, аутсайдеров и другие социальные роли.
Еще одним методом является беседа, которая позволяет исследователю получить детальную информацию о мыслях, чувствах и мотивах человека. В ходе беседы можно выявить ключевые проблемы и потребности субъекта и определить пути их решения.
Виды психопрофилактики в логопсихологии
Психопрофилактика необходима для предотвращения психологических отклонений. Может быть первичной, вторичной, третичной. В первом случае занятия проводятся с детьми, у которых есть незначительные отклонения. При регулярных занятиях патология не формируется в полной мере. При уже имеющихся недостатках проводится вторичная профилактика. Она помогает предотвратить появления дополнительных нарушений. Суть третичной заключается в социально-трудовой адаптации.
Психопрофилактика следует за естественным процессом развития личности.
Частые вопросы
Эта наука изучает нарушения речи и языка, а также их психологические и нейрофизиологические основы. Логопсихология исследует различные аспекты речевого развития, включая фонетику, фонологию, морфологию, синтаксис, семантику и прагматику.
Она включает в себя различные подходы и теории, которые объясняют речевое развитие и нарушения речи, например, теории психолингвистики, коммуникативного подхода, развития речи, психосоциального подхода.
Для диагностики речевых нарушений применяются различные методы, включая анамнез, наблюдение, тестирование и оценку речи.
Заключение эксперта
Логопсихология является научной дисциплиной, изучающей речевое развитие и нарушения речи. Она объединяет в себе знания из области психологии, лингвистики и нейропсихологии для понимания причин и механизмов возникновения речевых нарушений. Логопсихологи играют важную роль в диагностике, лечении и коррекции речевых проблем у детей и взрослых. Их работа помогает людям преодолеть трудности в общении и достичь оптимального уровня речевого функционирования. Логопсихология продолжает развиваться и вносить вклад в наше понимание речи и ее нарушений, что способствует улучшению качества жизни людей с речевыми трудностями.