Логопсихология

Время 7 минут
Просмотров 81629
Логопсихология

Логопсихология — отрасль специальной психологии, исследующая психологические особенности человека с расстройствами речи. Наука опирается на психофизиологию, лингвистику, общую теорию развития. В основе науки лежит теория единства личности, мышления, речи, поведения, формирования симптоматики речевых отклонений. Рассмотрим, что такое логопсихология и зачем она нужна.

Общая информация

Своим содержанием логопсихология обязана лингвистике. Важное практическое значение в этой науке играет понимание функций языка, его сущности, структуры. Для правильного формирования высших психических функций язык необходим. Любые отклонения провоцируют цепочку нарушений, связанных с дальнейшей социализацией индивида.

Расстройства речи — это патология, связанная с логопедией, психологией, неврологией. Оказание помощи человеку с нарушениями речи должно быть всесторонним и охватывать большой спектр специалистов, в том числе отоларингологов.

Логопедия и логопсихология развивались одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом. Сначала накапливались симптоматические проявления у лиц с нарушением речи. Данные собирались, в том числе, при оказании психологической помощи пациентам. Например, аккумулировались сведения о когнитивных функциях у людей с речевыми отклонениями, их особенностях. Затем на основании исследований предлагались методы коррекции патологий.

Фото: Задачи логопсихологии

Связь с другими науками

Логопсихология стоит между естественными и гуманитарными науками. Она связана с такими науками, как философия, психология (общая, медицинская, специальная, педагогическая возрастная), логопедия, психолингвистика.

  1. Связь с философией. Основана на общих законах развития человечества, природы, общества. В логопсихологии применяются некоторые законы философии: закон диалектики, переход количественных изменений в качественные.
  2. Связь с логопедией. Знания психологии лиц с речевыми отклонениями можно углубить исследованиями речевых расстройств, выявить связь психических процессов и развития речи. Логопсихология направлена на оптимизацию логокоррекционных процессов.
  3. Связь с психологией. Позволяет диагностировать, корректировать речевые отклонения, разбираться в речевых, возрастных кризисах, дает возможность установить соотношения поведения и развития ребенка в зависимости от посещаемых ими групп.

Логопсихология опирается на педиатрию, нейрофизиологию, невропатологию. На основе данных логопсихологии можно построить систему обучения, адаптации, воспитания детей с патологиями речи.

Фото: Связь логопсихологии с другими науками

Задачи и цели

Предмет логопсихологии — психические особенности людей с речевыми патологиями, методы коррекции, терапии. Объект логопсихологии — анализ закономерностей и механизмов функционирования пациентов с нарушениями речи. Цель науки — оказание помощи людям с речевыми нарушениями.

Задачами логопсихологии могут быть:

Теоретические

Практические

Изучение индивидуального развития людей с отклонениями в речи в социуме

Диагностика когнитивной сферы ребенка

Исследование регулярности развития познавательной деятельности при речевых отклонениях

Психологическая коррекция отклонений в познавательной области, социальном, личностном развитии

Применение, формирование логопсиходиагностики

Профилактика вторичных отклонений в психическом развитии

Обоснование, с точки зрения психологии, эффективности методов коррекции, терапии

Диагностика концепции социально-личностного развития детей

В задачи также входят совершенствование методов психологической профилактики речевых нарушений, дифференциальная диагностика с похожими отклонениями.

Обратитесь к нашим психологам, если вам требуется психологическая помощь. Дистанционно наши специалисты проработают комплексы, установят причины речевых нарушений, если они связаны с психическими отклонениями, помогут справиться с неуверенностью, низкой самооценкой.

Стаж 33 года
star star star star star
Более 27536 консультаций
Абдрахманов Александр Равильевич
Абдрахманов Александр Равильевич
Терапевт, врач восстановительной медицины

Принципы и методы логопсихологии

Методология — система принципов, способов формирования, построения практической и теоретической деятельности. Принципы логопсихологии созданы в рамках общей психологии и включают в себя:

  • Принцип детерминизма. Психические процессы преломляются сквозь призму внешних воздействий, отражаясь в нашей психике. Важно отметить, что одна и та же внешняя стимуляция может вызывать разные реакции в зависимости от внутренних условий.
  • Принцип отражательности. Психические процессы являются высшей формой отражения внешнего мира через образы, понятия и переживания. Ключевыми характеристиками психического отражения являются субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Именно поэтому нарушения в способности отображать реальность считаются отклонениями в общем психическом развитии. Эти отклонения могут быть связаны как с развитием образного отражения, так и с понятийным отражением.
  • Принцип единства психики и деятельности. Психика постепенно развивается и проявляется через взаимодействие с внешним миром. Внешняя деятельность, связанная с конкретными предметами и объектами, стимулирует внутреннюю психическую активность. Если сократить содержание связи между психикой и деятельностью до минимума, то можно сказать, что точность и глубина осознания окружающего мира непосредственно влияют на гибкость поведения человека и эффективность его деятельности. Обратно сказанное также верно: чем более активным является человек в своих действиях, тем более точными становятся его представления о происходящих событиях.
  • Генетический принцип. Всякий умственный процесс следует изучать исключительно с учетом его динамики, то есть в процессе эволюции и формирования психики, в рамках внутренних механизмов ее развития. Отклонение в развитии представляет собой достаточно сложный феномен: одни аспекты развивающейся психики могут оставаться относительно непоколебимыми, в то время как другие проявляют признаки нарушений.

Главным методологическим направлением считается системный подход. Он подразумевает исследование явлений, объектов, как одно целое, выявление горизонтальных и вертикальных структур, открытие устойчивых связей, которые образуют структуру системы.

Наиболее эффективными способами и приемами в логопсихологии являются:

  1. Опросный метод. Сюда входят интервьюирование, анкетирование.
  2. Эксперимент. Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность человека с целью создания оптимальных условий в изучении психологических явлений.
  3. Наблюдение. Изучается нормальное, естественное поведение. Виды наблюдения могут варьироваться и зависят от места нахождения пациента.
  4. Тесты. Испытания, которые ограничены по времени. Они необходимы для выявления различий в каком-то психологическом свойстве.

В современной психологии существует ряд методов, которые помогают исследователям и практикам получить ценную информацию о людях и их поведении. Один из таких методов - социометрический метод, который позволяет определить степень социальной связанности между индивидами. Этот метод основан на анализе взаимодействия и коммуникации в группе людей и позволяет выявить лидеров, аутсайдеров и другие социальные роли.

Еще одним методом является беседа, которая позволяет исследователю получить детальную информацию о мыслях, чувствах и мотивах человека. В ходе беседы можно выявить ключевые проблемы и потребности субъекта и определить пути их решения.

Обратите внимание! Логопсихология является неотъемлемым инструментом для развития коммуникативных навыков. Она помогает выявить и лечить различные речевые и коммуникативные нарушения, такие как алалия, заикание, афазия и другие. Логопсихологические методы и техники позволяют укрепить и улучшить навыки взаимодействия у людей всех возрастных групп.

Виды психопрофилактики в логопсихологии

Психопрофилактика необходима для предотвращения психологических отклонений. Может быть первичной, вторичной, третичной. В первом случае занятия проводятся с детьми, у которых есть незначительные отклонения. При регулярных занятиях патология не формируется в полной мере. При уже имеющихся недостатках проводится вторичная профилактика. Она помогает предотвратить появления дополнительных нарушений. Суть третичной заключается в социально-трудовой адаптации.

Психопрофилактика следует за естественным процессом развития личности.

Частые вопросы

Что является предметом изучения в логопсихологии?
+

Эта наука изучает нарушения речи и языка, а также их психологические и нейрофизиологические основы. Логопсихология исследует различные аспекты речевого развития, включая фонетику, фонологию, морфологию, синтаксис, семантику и прагматику.

Какая научно-теоретическая основа логопсихологии?
+

Она включает в себя различные подходы и теории, которые объясняют речевое развитие и нарушения речи, например, теории психолингвистики, коммуникативного подхода, развития речи, психосоциального подхода.

Какие методы используются в логопсихологии для диагностики речевых нарушений?
+

Для диагностики речевых нарушений применяются различные методы, включая анамнез, наблюдение, тестирование и оценку речи.

Заключение эксперта

Логопсихология является научной дисциплиной, изучающей речевое развитие и нарушения речи. Она объединяет в себе знания из области психологии, лингвистики и нейропсихологии для понимания причин и механизмов возникновения речевых нарушений. Логопсихологи играют важную роль в диагностике, лечении и коррекции речевых проблем у детей и взрослых. Их работа помогает людям преодолеть трудности в общении и достичь оптимального уровня речевого функционирования. Логопсихология продолжает развиваться и вносить вклад в наше понимание речи и ее нарушений, что способствует улучшению качества жизни людей с речевыми трудностями.

verified
Публикуем только проверенную информацию

Источники

  1. ... Автор: Леонтьев А.А. Год издания: 2015 Название книги: "Логопсихология: Учебное пособие" Издательство: Питер
  2. ... Автор: Лурье И.З. Год издания: 2009 Название книги: "Психология речи и логопедия" Издательство: Смысл
  3. ... Автор: Белкина М.В., Короткова Е.В. Год издания: 2017 Название книги: "Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей" Издательство: Гуманитарный центр
Автор статьи
Абдрахманов Александр Равильевич Теледоктор 24
Абдрахманов Александр Равильевич
Стаж 33 года
star star star star star
Более 27536 консультаций
Абдрахманов Александр Равильевич
Терапевт, врач восстановительной медицины

Сотрудничает с ведущими медицинскими специалистами. Регулярно посещает международные и российские конференции. Консультация и медицинские рекомендации при различных паталогиях на фоне травм или врожденных заболеваний. Огромный опыт работы в реабилитационной медицине, физиотерапии.

Задайте вопросы автору статьи
Абдрахманов Александр Равильевич
Абдрахманов Александр Равильевич
Автор статьи
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!

Статьи на тему: Психология

Хачатурова Екатерина Евгеньевна
Хачатурова Екатерина Евгеньевна
21.10.24
Гештальт-терапия
Теледоктор24 8 минут
Теледоктор24 61975
Абдрахманов Александр Равильевич
Абдрахманов Александр Равильевич
14.06.22
Как повысить стрессоустойчивость
Теледоктор24 7 минут
Теледоктор24 32526
Абдрахманов Александр Равильевич
Абдрахманов Александр Равильевич
08.03.24
Психология управления
Теледоктор24 7 минут
Теледоктор24 85128
Смотреть все статьи
8 800 333-83-62
Круглосуточно
ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИИ
Пожалуйста, заполните все обязательные поля