Консультации врачей 24/7

Аутизм

Монахова Альбина Петровна Теледоктор 24
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Аутизм — комплекс неврологических отклонений в развитии, негативно влияющих на поведение, общение, социализацию личности. Второе название патологии — РАС или расстройство аутистического спектра. Причины развития РАС до конца не изучены, а диагноз ставится в возрасте до трех лет. Первые проявления отклонения могут быть заметны в грудничковом возрасте.

Аутизм

Общая информация

Аутизм у детей проявляется нарушениями речи, движений, присутствует стереотипность поведения, интересов. Ребенку тяжело взаимодействовать с окружающими его людьми. В МКБ-10 диагноза «РАС» нет, поэтому патологию отмечают под кодом F84. В эту группу входит 8 подгрупп. В новой МКБ-11 заболевание имеет код 6А02.

Статистика

Согласно информации ВОЗ аутизм выявляют у 1 ребенка из 100. CDC (центр по контролю и профилактики заболеваний США) сообщает, что на 2022 год аутизм выявлен у 1 ребенка из 44 в возрасте до 8 лет.

За последние 10 лет людей с диагнозом «РАС» становится все больше.

Фото: Анализ ВОЗ

У мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Специалисты уверены, что эти данные не точные, скорее всего они значительно больше. В реальности соотношение больных мальчиков и девочек может быть одинаковым.

Фото: Аутизм в РФ

Причины

Этиология аутизма до конца не установлена. Специалисты уверяют, что основой можно считать нарушения развития структур головного мозга. Научно подтвержден наследственный характер патологии. Возможные причины и их актуальность:

  1. Прием алкоголя. Исследования ученых установили, что алкоголь не влияет на появление РАС у новорожденного. У матерей, принимавших алкоголь в незначительных количествах во время беременности риск РАС у детей был ниже, чем у малышей, чьи матери вообще не употребляли алкоголь.
  2. Благосостояние. Уровень дохода и материального обеспечения семьи не влияет на рождение ребенка с аутизмом. Мнение, что у детей из состоятельных семей чаще регистрируется аутизм основана на материальном благополучии. Это позволяет чаще обращаться к специалистам для консультаций по терапии таких деток.
  3. Прививки. Масштабные эпидемиологические исследования не подтвердили ни одну из гипотез по влиянию вакцин на возникновение аутизма.
  4. Возраст родителей. Мутации de novo, то есть те, что возникли первый раз, а не передались по наследству, способны вызвать аутизм. Эта гипотеза объясняет зависимость возраста отца и рисков заболевания. Точечные мутации возникают при делении клеток. С возрастом у мужчин они накапливаются (половые клетки у мужчин делятся всю жизнь), у женщин половые клетки пребывают в покое вплоть до овуляции. Это значит, что чем старше отец, тем выше риск передать ребёнку точечные мутации de novo.

Фактором риска выступает влияние окружающей среды, сочетающееся с генетическими особенностями.

Если в семье есть родственник с аутизмом, риск рождения ребенка с РАС увеличивается. И он растет прямо пропорционально степени родства. Если в семье РАС есть у двух детей, такие семьи попадают в зону риска в 99% случаев из 100.

Симптомы

Признаки аутизма у разных возрастных групп отличаются. Проявляется болезнь в асоциальности — дети мало обращают внимание на окружающий их мир. Иногда ребенок путает живое и не живое, не всегда воспринимают живое существо как единое целое. Для них оно представлено в виде набора отдельных элементов. Интеллектуальные отклонения проявляются намного позже.

Особенности поведения у детей до года

Характерные симптомы и признаки у грудничков проявляются в проблемах к приучению к рукам. Часто на касания мамы ребенок реагирует неадекватно. Он может либо напрягаться и вытягиваться как струна, либо максимально расслабляться. Такое поведение характерно в отношении всех окружающих. Дети, больные аутизмом, избегают контакта глаза в глаза. В первые месяцы жизни ребенок фокусирует на длительный период времени взгляд на одном предмете, на лицах.

Иные признаки аутистического поведения у детей до года следующие:

  • Нет предвосхищающей позы. Ребенок не тянется ручками к взрослому, наклонившемуся над ним. Желания быть взятым на руки, нет.
  • Не стремятся к взаимодействию. Малыш не проявляет желания контактировать, общаться с взрослыми. При их появлении не проявляют никаких эмоций.
  • Особенности улыбки. Дети-аутисты улыбаются положительным эмоциям, ощущениям, музыке, интересным изображениям.
  • Нестандартная привязанность. Это может быть сильная привязанность к маме или полное ее отсутствие. Без мамы, малыш не воспринимает мир, или, если нет рядом родителей, вовсе не переживает.
  • Рассеянный взгляд. Ребенок не в состоянии удерживать взгляд надолго, быстро отводит взгляд, ощущение, что смотрит мимо.
Обратите внимание! Чем старше становится малыш, тем заметнее признаки патологии. К двум годам появляются типичные симптомы РАС. Наиболее яркими будут нетерпимость к любым переменам, изменениям, избегание зрительного контакта.

Особенности у детей 3-4 года

Признаки аутизма в этом возрасте характеризуются нежеланием контактировать с людьми. В играх отсутствует сюжет или ребенок отказывается объяснять его. Иногда в качестве главных персонажей в играх выступают необычные предметы. Яркими симптомами выступают:

  1. Отсутствие образного мышления.
  2. Малыш говорит о себе только в третьем лице.
  3. Кроха боится громких звуков.
  4. Эгоцентризм в общении со сверстниками.
  5. Истерики в незнакомом месте или смене привычной обстановки, быта.
  6. Стадия «я-сам» отсутствует, есть сильная привязанность к матери.

В этом возрасте симптомы проявляются комплексно, поэтому наличие одного или двух из вышеперечисленных признаков не указывают на наличие аутизма.

Монахова Альбина Петровна Европейская Юридическая Служба
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Получить консультацию

Если вы сомневаетесь в поставленном диагнозе или, наоборот, заподозрили у своего ребенка аутизм, запишитесь на онлайн-консультацию. Наши врачи дистанционно подберут клиники для обследования, лечения, составят план терапии, будут с вами на связи 24/7.

Течение у детей до 11 лет

Особенности аутистов в этом возрастном диапазоне проявляются в частом повторении одной и той же фразы. Другая крайность — если малыш еще не разговаривает. Ребенок не в состоянии поддерживать беседу, часто не хочет этого. Мышление и действия стереотипные, повторяются изо дня в день. Навыки даются тяжело, трудно осваивается новый материал, письму и чтению обучаются с трудом. У некоторых детей просыпается интерес к каким-то отдельным предметам, наукам.

Признаки у подростков

Такие дети склонны к одиночеству, постоянных друзей нет. При общении с людьми дети-аутисты чувствуют состояние эмоционального перегруза. Их раздражают громкие звуки, яркий свет. Чем старше ребенок, тем заметнее его умственное отставание от сверстников. Период полового созревания проходит тяжело, появляется агрессия, депрессия, панические атаки, тревожность. Типичной моделью проявления считается отстранение от сверстников, гиперактивность, отставание в развитии речи, возможна легкая степень умственной отсталости.

Фото: Возможные признаки аутизма

Общие признаки

Вся симптоматика связана с расстройствами, сопряженными с нарушениями функционирования нервной системы. Первые симптомы можно определить еще в младенчестве. Общими признаками для всех аутистов являются:

Наименование

Описание

Особенности коммуникации, речи

Типичными проблемами, мешающими нормально общаться с людьми, выступают: медленное восприятие чужой речи, ребенок не понимает, какие эмоции вызывает выбранная тема разговора, появляется дискомфорт при зрительном контакте. Человек с аутизмом может разговаривать только на интересующие его темы, не слушая других, может вообще не вступать в контакт, может проявлять не соответствующую ситуации мимику

Нестандартное мышление

Очень тяжело поддается контролю, познавательные процессы протекают медленнее, если они не касаются предмета повышенного интереса. Если ребенок чем-то увлекается, то в этом случае он быстрее усваивает материал и лучше его запоминает. Сенсорная чувствительность становится причиной перегрузок, человеку сложно сосредоточиться

Двигательные навыки

Навыки мелкой моторики отстают, письмо вызывает трудности, двигательные навыки неустойчивые, возможны проблемы с координацией, балансом и контролем своих движений. Подобное встречается не во всех случаях, но имеет место

Социальные отличия

Людям с аутизмом тяжело управлять своими эмоциями, они могут быть идеалистами с обостренным чувством справедливости, довольно часто все сказанное воспринимается буквально

Сенсорные отличия

Многие чувствительны к яркому освещению, особенно к флуоресцентному, возможны проблемы со вкусом, осязанием пищи, могут присутствовать жесткие ограничения в еде, узоры на полу могут привести к дезориентации

Аутисты больше других подвержены стрессу в меру своих особенностей. Помимо общей специфики, у таких людей присутствуют и сильные стороны.

Сильные стороны

Выражается аутизм не только привычными всем отклонениями от общепринятой нормы поведения, развития. У таких людей есть достаточное количество сильных качеств, к которым относят:

  • хорошую, избирательную память;
  • настойчивый поиск информации на ту тему, которая наиболее интересна;
  • независимое, нестандартное мышление;
  • креативность, многогранный подход к проблеме;
  • искренность, честность, желание помогать другим;
  • внимательность, способность подмечать закономерности.

При поддержке и достаточном количестве времени люди с аутизмом способны создать эффективные системы для повседневной жизни, работы, имеют хорошие способности в механической работе.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Если вы или ваш близкий испытываете трудности в жизни с диагнозом РАС, обратитесь к нам за помощью. Дистанционно наши врачи помогут вам адаптироваться к социуму, окажут психологическую поддержку, проработают страхи, комплексы, сомнения, помогут справляться с конфликтами.

Получите консультацию врача
Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее

Виды

Наиболее популярная классификация аутизма по Никольской основывается на разделении этого состояния на несколько типов, учитывая различные клинические особенности и степень нарушения функционирования:

1. Канонический аутизм. Характеризуется нарушениями социального взаимодействия, коммуникации и воображения, а также наличием стереотипных двигательных поведений и интересов.

2. Синдром Аспергера. Отличается от канонического аутизма тем, что люди с этим состоянием имеют обычно нормальные речевые навыки, но проявляют повышенный интерес к узким сферам знаний и часто испытывают трудности в общении и социальном взаимодействии.

3. Синдром Ретта. Характеризуется прогрессирующим ухудшением навыков речи и движений, развитием стереотипных двигательных поведений (например, рукоплескание), нарушением координации, а также наличием регрессивного психомоторного развития.

4. Детское дезинтегративное расстройство. Редкий тип аутизма, при котором ребенок в первые несколько лет жизни развивается нормально, а затем происходит резкое и серьезное отставание в различных сферах функционирования, включая языковые навыки, социальное взаимодействие и навыки самообслуживания.

5. Нетипичный аутизм. Включает в себя формы аутизма, которые не подпадают под вышеупомянутые типы. Может включать различные комбинации симптомов и особенностей развития.

Это лишь основная классификация аутизма, и эти типы могут дополняться и уточняться с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Фото: Классификация по Никольской

К какому врачу обращаться

Если вы заподозрили заболевание аутизм у ребенка, необходимо обратиться к педиатру. При необходимости после осмотра, может быть выдано направление к психологу, неврологу.

Постановка диагноза

При диагностике врачи ориентируются на справочник Американской психиатрической ассоциации, где все составляющие аутизма делятся на две диады:

  1. Повторяющиеся, ограниченные паттерны деятельности, интересов, поведения.
  2. Нехватка социального взаимодействия.

Диагноз «аутизм» не является приговором, а лишь сообщает, что нужна помощь. Для выявления проблем используется скрининг М-СНА, состоящий из 20 вопросов. Он чаще используется у детей до 2 лет, а до 4 лет для выявления патологии прибегают к шкале аутизма САRS. Неврологи используют вместе опросники ADOS и ADI-R.

Дифференциальный диагноз проводится с СДВГ, ОКР, синдромом Туретта, селективным мутизмом.

Лечение

Терапия направлена на помощь детям и взрослым с этим расстройством в адаптации к обществу, повышении качества жизни и обеспечении максимальной степени независимости. Лечение аутизма подразумевает комплексный подход, включающий медицинские, психологические и педагогические мероприятия.

Поведенческая терапия

Является основным методом лечения аутизма. Она включает в себя обучение ребенка или взрослого навыкам социального взаимодействия, коммуникации и адаптивного поведения. Эта терапия может проводиться как индивидуально, так и в группе.

  1. ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis). Основана на принципах классического условного рефлекса и оперантного условного рефлекса. ABA-терапия включает в себя систематическое обучение навыкам социального взаимодействия, коммуникации и адаптивного поведения через систематическую подачу поощрений и наказаний.
  2. TEACCH-терапия (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children). Основана на использовании визуальных подсказок, структурированных заданий и упражнений для улучшения коммуникации и адаптивного поведения.

Также существуют другие формы поведенческой терапии, такие как игровая, музыкальная и танцевальная терапии, которые могут помочь детям и взрослым с аутизмом улучшить свои социальные и коммуникативные навыки.

Важно! Поведенческая терапия должна быть индивидуально подобрана для каждого пациента, учитывая его возраст, уровень развития и особенности поведения. Кроме того, чтобы достичь максимального эффекта, лечение аутизма должно быть непрерывным и длительным.

Медикаментозное лечение

Включает применение лекарственных препаратов для уменьшения симптомов аутизма. Следует отметить, что препараты не лечат саму причину аутизма, а только помогают управлять его симптомами.

Некоторые из наиболее часто используемых препаратов для лечения симптомов аутизма включают:

  1. Нейролептики. Используются для уменьшения гиперактивности, импульсивности и агрессивного поведения.
  2. Антидепрессанты. Могут помочь улучшить настроение и снизить тревожность.
  3. Анксиолитики. Помогают уменьшить тревожность и напряжение.
  4. Противосудорожные препараты. Уменьшают гиперактивность и импульсивность.

Применение любых лекарственных препаратов должно осуществляться только под наблюдением врача и после тщательной оценки пользы и рисков. Кроме того, лечение аутизма должно быть индивидуальным и комплексным, включая комбинацию фармтерапии, поведенческой и речевой терапий.

Речевая терапия

Считается важным компонентом лечения аутизма. Она направлена на улучшение коммуникативных навыков, развитие речи и понимание языка. Специалисты используют игры, песни и упражнения для улучшения коммуникации.

  • DTT (Discrete Trial Training). Основана на систематическом обучении навыкам коммуникации через отдельные упражнения и задания. DTT-терапия может быть использована для обучения детей и взрослых с аутизмом базовым коммуникативным навыкам, таким как жесты, слова и фразы.
  • AAC (Augmentative and Alternative Communication). Включает использование различных средств коммуникации в виде картинок, символов, электронных устройств для улучшения коммуникации.
  • IMIT (Individualized Multimedia Intervention for Autism). Использует мультимедийные материалы для улучшения коммуникативных навыков.
  • PECS (Picture Exchange Communication System). Основана на использовании картинок для улучшения коммуникации.

Могут ли работать люди с аутизмом

Люди с этим психическим заболеванием могут работать где угодно. Так как аутичные люди склонны к взаимодействию с техникой, то некоторые из них могут работать в IT-направлении. Иногда аутист становится более успешным на должностях, где нужна систематизация.

Конечно, при наличии проблем с социализацией и коммуникацией, могут возникать проблемы при трудоустройстве. Во избежание подобных ситуаций разработаны специальные программы, которые помогают подготовить людей с этим диагнозом к работе.

Важно! Подготовка к трудоустройству для аутистов начинается с детства. Ребенок учится помогать по дому родителям, старается впоследствии зарабатывать деньги, выполнять простые требования работодателя при частичной занятости.

Что происходит при взрослении

Согласно исследованиям, от 4 до 12% взрослых людей с аутизмом готовы к взрослой, самостоятельной жизни. 80% так и продолжают жить с родителями, при этом они отмечают, что чувствуют себя изолированно, одиноко (это подтверждают рядом находящиеся родственники). У 40% людей с РАС нет друзей, 64% страдают от коморбидных расстройств.

⅓ людей с РАС заканчивают обучение в школе, поступают в ВУЗы. При этом только 18% аутистов после обучения получают достойную зарплату.

Обучение детей с аутизмом в школах

Подростки и дети с РАС вынуждены обучаться в коррекционной школе, тип которой присваивается после прохождения комиссии, также возможно обучение на дому. Также ребенок-аутист может обучаться и в массовой школе. Но, это не гарантирует эффективного обучения и нормального усвоения материала. Однако у такого подхода есть и свои плюсы. Инклюзивное обучение обычных и специфичных детей положительно влияет на последних. Как показывают зарубежные исследования, такое обучение стимулирует командную работу, формирует сплоченный коллектив, учит уважать друг друга и особенности каждого человека.

Как вести себя с человеком с аутизмом

При общении с человеком, страдающим аутизмом, важно учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Вот несколько советов, которые могут помочь вам правильно вести себя в общении с человеком с аутизмом:

  1. Терпеливость и доброжелательность. Люди с аутизмом могут испытывать трудности в общении и социальной адаптации. Важно запастись терпением и доброжелательностью при общении с ними.
  2. Уважение личных границ. Оппонент может испытывать дискомфорт от физических контактов и близости, поэтому важно уважать его личное пространство и не нарушать его.
  3. Использование ясного и простого языка. Аутисты могут испытывать трудности в понимании сложных и абстрактных понятий. Нужно использовать ясный и простой язык при общении с ними.
  4. Соблюдать последовательность в общении. Люди с РАС могут испытывать трудности в понимании нюансов и оттенков языка. Необходима последовательность и четкость в высказываниях.
  5. Учитывать их интересы и предпочтения. Аутичные люди могут иметь особые интересы и предпочтения. Важно учитывать их при общении и взаимодействии с ними.
  6. Быть готовым к необычному общению. Люди могут использовать необычные формы коммуникации, такие как жесты или картинки, поэтому важно быть готовым к такому общению и уважать его.
  7. Быть внимательным к их эмоциям и настроению. Аутисты могут испытывать трудности в выражении своих эмоций и настроения, поэтому важно быть внимательным к их эмоциональному состоянию и уважать его.

Все это общие рекомендации, которые помогут при общении с аутистом. Они построены на частых проблемах больных людей, встречающихся при РАС.

Частые вопросы

Аутистический синдром: какие симптомы и причины его возникновения?
+

Этиологические факторы достоверно не изучены. Из клинических проявлений особенно можно выразить некоммуникабельность, возникающие трудности с обучением, стремление к одиночеству.

Агрессивны ли люди с РАС?
+

Да, некоторые дети с аутизмом могут проявлять агрессию и самоагрессию. Это поведение обусловлено нарушениями в социальной и коммуникативной сферах.

Все ли аутисты одаренные?
+

Нет, это только миф. У людей с аутизмом действительно встречаются выдающиеся способности или навыки — так называемый «синдром саванта».

Заключение эксперта

Аутизм — это разновидность детского расстройства развития мозга и поведения, которое возникает в раннем детстве и сохраняется на протяжении всей жизни. Полностью вылечиться от патологии невозможно, но ее корректируют при помощи комплексного подхода. Прогноз неблагоприятный, наблюдается длительная ремиссия, тогда диагноз могут снять. В противном случае присваивается другой диагноз «шизофрения».

Источники

  1. ... «Ответы на самые распространенные вопросы про расстройства аутистического спектра (РАС») Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход», Москва 2020
  2. ... Е.Г. ((Вводный курс Учебное пособие для студентов Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, «Расстройства аутистического спектра», Москва 2018
  3. ... Levy S.E.,Giarelli E., Lee L.C.,Schieve L.A.,Kirby R.S.,Cunnif C. et al.Autism spectrum disorder and cooccurring developmental, psychiatric, and medical conditions among children in multiple populations of the United States. Journal of Developmental and B
  4. ... Johnson C.P., Myers S.M. Identification and Evaluation of Children with Autism Spectrum Disorders. Pediatrics, 2007
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!
Предыдущая статья
Архетипы личности ...
Следующая статья
Ассоциативное мышление ...

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ