Консультации врачей 24/7

Деловое общение

Монахова Альбина Петровна Теледоктор 24
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Разновидность коммуникации, направленная на достижение результата, называется деловым общением. Как правило, мы используем этот вид коммуникации на работе или при взаимодействии с госорганами. В зависимости от ситуации, мы можем выбирать формы реализации межличностного общения. В этой статье мы расскажем, как подразделяются виды деловых контактов и какие бывают формы делового общения.

Деловое общение

Что такое деловое взаимодействие

Начнем, как всегда, с понятия. В психологии и социологии деловым общением является обмен информацией между индивидами или группами людей (коллективами) для решения служебных вопросов, достижения определенных целей, построение внутрикорпоративной коммуникации и оптимизации социальных и стратегических процессов.

Деловая коммуникация включает в себя разные виды делового общения. Но все они построены на определенных регламентах (задокументированных или устно сформулированных требований и правил).

В основе любого бизнес-общения лежит корпоративная этика. Она регулирует поведение людей, включает в себя нормы и правила общения с партнерами, клиентами организации и т.д.

Деловое общение может быть:

  • вербальным (речь) и невербальным (мимика, жесты)
  • устным или письменным
  • публичным или персональным (личным)
  • «с глазу на глаз» (офлайн) или при помощи различных средств связи (онлайн)

В качестве примера делового общения можно привести онлайн-конференцию с партнерами, созвон с группой разработчиков по обсуждению макета сайта, переписку с коллегами в чате, собеседование с новым сотрудником в переговорной комнате и т.д.

По большей части, единственную или основную форму общения выделить не получится. Во время деловых отношений человек может выбрать тот формат, который ему наиболее удобен — написать на почту, подойти и поговорить с коллегой лично, отправить сообщение в мессенджер.

Важно! Каждый сотрудник компании (особенно если он занимает руководящую должность или тесно связан с коммуникацией) должен знать все формы служебного общения и уметь владеть ими.

Формы коммуникации

Успеха в переговорах, в решении поставленных задач, в получении нужного результата можно добиться, только если правильно выбирать категорию делового общения.

В таблице ниже приведем следующие наиболее общие и распространенные формы деловой коммуникации:

Тип делового общения

Характеристика

Деловая беседа

В эту категорию включается обсуждение бизнес-процессов, общение на рабочие темы, наставничество. Бывает групповая или индивидуальная, краткого содержания или более долгая, регламентированная или неформальная.

Совещание

Только групповая форма общения, которая позволяет конструктивно обсудить все необходимые задачи, принять управленческие решения, получить информацию от разных источников.

Публичное выступление

Может иметь научный, информационный или рекламный характер. Этот метод часто используется на предвыборных кампаниях, имеет тему и четкую структуру.

Переговоры

Обычно ведутся с действующими и будущими партнерами компании, направлены на расширение бизнеса, освоение новых рынков, минимизации расходов.

Деловая переписка

Письменный вид делового общения, включающий в себя как передачу информации посредством мессенджеров, так и через электронную почту.

Общение через переводчика

Вид устного делового общения, используемый, в большинстве случаев, в международных крупных компаниях.

Особенности делового общения

Зачастую на генеральном директоре компании или на руководителях структурных подразделений лежит обязанность по организации делового общения.

При этом нужно учесть несколько важных нюансов:

  • Участники делового общения должны соблюдать правила и нормы деловой коммуникации вне зависимости от личных чувств к друг другу. Эмоции нужно «оставлять за дверью», если дело касается бизнеса.
  • В любом виде деловой коммуникации должна быть цель. Если цели встречи, созвона, беседы нет, то это просто разговоры о личном и попытка скоротать время.
  • Начать деловую коммуникацию может тот, у кого есть соответствующая компетенция и роль в компании. То есть, например, разработчик не может собрать совещание или дать задание менеджеру проекта. Нужно учитывать субординацию и принятую оргструктуру.
  • После общения (например, проведенного совещания) нужно убедиться, что участник взаимодействия понял задачу, дал обратную связь, согласен с дедлайном и т.д.

Мы уже сказали, что деловое общение основано на определенных правилах и регламентах. Но в современных реалиях компании уже отходят от жестких требований к большей лояльности и неформальной обстановке. При этом нужно всегда «держать в уме» грань «дозволенного», что уместно говорить, а о чем даже не стоит начинать разговор, а какие темы можно обсуждать.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Чтобы добиться профессиональных успехов, чувствовать себя комфортно на работе, не «выгорать», сохранять стабильный эмоциональный фон, нужно чтобы формат делового общения совпадал или был близок к вашим ценностям. Если вы чувствуете, что эмоционально вам трудно «вжиться» в коллектив, ваши границы нарушаются, вам трудно сосредоточиться на текущих делах, обязательно запишитесь к психологу на онлайн-сессию.

Получить консультацию психолога
Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее

Функции делового общения

Кроме очевидной передачи информации, у делового общения есть и другие не менее важные функции. К ним относят:

  • Инструментальную — передача и распределение бизнес-задач, объяснение целей, планов, донесение ключевых позиций до каждого.
  • Интегративную — участник не остается один на один со своими проблемами и задачами, а может решить их с помощью коллег (совет, мнение, непосредственная помощь).
  • Представительская или ролевая — участник могут проявить себя в разной роли, стать для кого-то наставником или специалистом с большим опытом.
  • Контролирующая — заключается в заполнении отчетов, внесении правок, подведении итогов, распределении новых задач.

Фото: 5 функций делового общения

Читайте также Социальная адаптация

Частые вопросы

Что такое деловое общение?
+

Это вид взаимодействия и коммуникации, который основан на нормах этики, внутренних корпоративных правилах, деловом этикете и имеет определенную цель.

В деловых коммуникациях используется только вербальные средства общения?
+

В основном да. Речи отводится до 90%. Только лишь небольшая часть может быть невербальной. Тогда как в личном общении речь «занимает» только половину.

Чем деловое общение отличается от других видов?
+

Оно всегда имеет конкретную цель. Также оно обычно ограничено по времени или делится на части с временными интервалами.

Заключение эксперта

Умение правильно строить деловую коммуникацию играет важную роль в профессиональном развитии каждого специалиста. Знание этики, морали, корпоративных ценностей и т.д. составляет своего рода «базу» делового общения.

Источники

  1. ... Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия, - М.: Наука, 2007
  2. ... Максим Ильяхов, Людмила Сарычева Новые правила деловой переписки — Альпина Диджитал, 2018
  3. ... Ларри Кинг Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно — Альпина Диджитал, 2006
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!

Другие статьи по теме

Все статьи
Дистанционные медицинские
консультации 24/7
8 (800) 333-83-62 Бесплатный звонок по РФ