Понятие сензитивного периода
Сензитивным периодом называется определенный промежуток времени оптимальный для формирования физического, речевого навыка, выносливости, силы, ловкости, памяти, определенного вида деятельности и моделей поведения. Именно в эти промежутки ребенок наиболее восприимчив к усвоению навыков, своему развитию и формированию психоэмоциональной устойчивости.
Сенситивность означает чувствительность. Это понятие происходит от латинского слова «sensitivus».
Стоит отметить, что сенситивный период имеет свои временные «рамки». Обучение ребенка важно проводить, основываясь на этих данных, — это самое результативное время. После того как сенситивный этап пройдет, обучение будет менее эффективным, а в иных случаях может и вовсе навредить.
Ниже мы распишем для ориентировочные этапы развития детей в младенческом, младшем, дошкольном, школьном и подростковом возрасте.
Пример
Младенца в 6 месяцев бесполезно учить ходить — его мышечный аппарат еще недостаточно развит. И противоположный пример, когда детей-”маугли” пытались научить речи, но результатов это не дало, т.к. сенситивный этап уже прошел.
Реакции и навыки не формируются одновременно. В одни периоды качества интенсивно развиваются, а другие замедляются. Разница видна как по возрасту, так и по гендерной принадлежности. Так, величина развития силы у мальчиков младшего школьного возраста достигает максимума в 1-2 классе (7-8 лет), второй пик силовой активности наступает в подростковом возрасте (12-13 лет) и продолжается до окончания школы.
Какие бывают сензитивные периоды
Известный всем родителям педагог и врач Мария Монтессори в своих трудах подробно описала основные сензитивные периоды детского развития. Последователи ее теории до сих пор так и разделяют эти этапы развития:
- Сензитивный период развития речи
- Сензитивный период для восприятия порядка
- Сензитивный период для сенсорного развития
- Сензитивный период восприятия маленьких предметов
- Сензитивный период движений и действий
- Сензитивный период развития социальных навыков
Возрастные периоды
Теперь рассмотрим оптимальный возраст для развития тех или иных способностей. Определенные задатки, свойства личности, предрасположенность к какой-либо деятельности формируется на разном этапе.
Периоды развития ребенка |
Чем характеризуется сензитивность этого возраста |
до 1 года |
Младенец узнает и исследует мир через тактильное и слуховое восприятие. Именно в этот период формируется сенсорная чувствительность. |
от 1 года до 3 лет |
В этот период формируется речь, значит, это сенситивный период развития речи. Сначала малыш воспроизводит отдельные звуки, потом слога, слова, к концу этапа речь становится осмысленной и понятной. |
от 3 до 7 лет |
В младших группах детского сада и до дошкольного возраста основным способом познания мира, социальных ролей, общения становится игра. Ребенок интересуется буквами, символами, у него формируется воображение, впечатление об окружающем мире, он начинает включаться во взрослые виды деятельности. |
от 7 до 9 лет |
Этап формирования и становления воображения, общения, умений, навыков, социальных ролей и общепринятых норм и правил. Знания накладываются на полученные в более раннем возрасте и происходит качественный скачок в развитии. |
от 9 до 13 лет |
Происходит развитие скоростных и силовых качеств, гибкости, выносливости. |
с 13 до 16 лет |
Подростковый возраст и этап формирования половой зрелости. Значительный прирост силы, выносливости и ориентации в пространстве. |
Через сензитивные периоды развития проходят все дети. Не бывает такого, что кто-то «перескакивает» через какой-то этап. Но стоит понимать, что длительность этапов и время проявления основных характеристик может меняться. Так, мальчики начинают позже говорить (речь у девочек формируется быстрее), но они превосходят девочек в развитии силы и выносливости.
Если ребенок не соответствует какому-то сенситивному этапу
Как мы уже сказали ранее, одинаковых детей не бывает. Мамы знают, что даже дети-погодки или близнецы развиваются по-разному. У кого-то из детей сензитивный период может немного сместиться, но он в любом случае будет. Каждый ребенок проходит через все этапы и формируется как индивид согласно вышеперечисленным диапазонам.
Очень много обращений и волнений по поводу развития малышей поступает от мам, которые видят несоответствие «статистических» этапов и реальных (то есть как фактически формируется малыш).
Вот несколько советов для родителей, которые испытывают подобное волнение и страх, что их малыш отстает в развитии:
- не сравнивайте своего малыша с другими детьми — формирование каждого ребенка индивидуально, его нельзя подогнать под «шаблоны». Например, если речь у малыша сформирована не четкая, а у соседки дочка в том же возрасте говорит длинными предложениями — это не значит, что ваше чадо отстает в развитии.
- старайтесь посещать с ребенком различные детские мероприятия по возрасту, ходить на выставки, в музеи, спектакли. Активная социальная жизнь и окружение способствуют формированию речи и мышления. Обязательно обсуждайте увиденное и услышанное, придумывайте собственные сказки, истории, персонажей — максимально детализируйте ваш рассказ.
- показывайте на собственном примере правильное социальное поведение, знакомьтесь с новыми людьми, расширяйте кругозор, подключайте ребенка к своему увлечению. Занимайтесь спортом вместе с детьми. Если вы не любите читать книги, то вряд ли ваше чадо с упоением будет зачитываться классикой литературы.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, ему трудно найти общий язык со сверстниками, он тяжело проходит этап социализации или стал неуправляемым. Наши психологи проведут консультацию в режиме онлайн как с вами (родителем), так и с вашим ребенком и помогут наладить детско-родительские отношения.
Частые вопросы
Для развития природных задатков благоприятных периодов несколько: от 3 до 5 лет, с 7 до 10 лет, и подростковый возраст. Для формирования творческого потенциала оптимальным является возраст от 3 до 5 лет.
Принято считать, что у девочек подростковый возраст начинается с 12 лет, а у мальчиков на год позже — с 13 лет. Юношеский и половозрелый возраст приходится на 16 лет (относительно девочек) и 17 лет (в отношении мальчиков).
Это важная информация для того чтобы помогать малышу формироваться, построить процесс обучения, развивать свои навыки и умению наиболее эффективно. Если такой этап пропущен, но процесс освоения новых знаний будет затруднен и малоэффективен.
Заключение эксперта
Понимание сензитивных этапов дает родителям и социальным работникам (психологам, учителям) возможность влиять на процесс обучения, действовать и обучать тогда, когда ребенок к этому готов, давать максимальную пользу и контролировать процесс освоения навыков.
Проблема сензитивных периодов развития изучается психологами и социологами. Вполне возможно, что в будущем их временные промежутки будут пересмотрены.