Что такое авторитет?
Авторитет — это способность человека оказывать влияние на других. То есть своими действиями слонять, направлять, изменять поведение других людей или каким-либо образом влиять на их мнение, их действия, убеждать их в чем-либо.
Авторитетный человек пользуется уважением у окружающих, может добиться повышения, эффективно наладить коммуникацию, нейтрализовать конфликт, разобраться в сложной ситуации, делегировать какие-то задачи. Как правило, авторитетным положением в коллективе пользуется лидер этого коллектива или самый опытный сотрудник, к мнению которого все прислушиваются, с решением которого считаются, его аргументы сильные и весомые.
Авторитет — это, по сути, инструмент власти, который дает возможность ощутить собственное превосходство, получить управление над людьми. Авторитетному руководителю доверяют подчиненные в коллективе, исполняют его решения, раз за разом убеждаются в его правоте и лидерском статусе.
Какими качествами обладает авторитетный человек?
Руководитель, который имеет авторитет у подчиненных, обладает следующими личностными качествами:
- он уверен в себе, умеет убеждать людей и вести их за собой
- высокоэнергичный, устремленный, нацеленный на результат
- имеет высокоразвитый интеллект, эффективные навыки коммуникации
- он имеет высокие организаторские навыки, владеет ораторским искусством
- умеет слушать других людей, принимать чужую точку зрения и знает, как настоять на своем
- умеет принимать эффективные управленческие решения и распределять задачи
Виды авторитета
Стать лидером в коллективе хотят многие, но для того, чтобы принимать верные управленческие решения, нужно иметь определенный склад характера и обладать внутренней опорой. Например, интроверт или меланхолик, вряд ли сможет стать заработать авторитет, т.к. его склад характера не позволяет ему налаживать эффективную коммуникацию и убеждать других людей.
При этом очень многие люди стремятся к власти или буквально одержимы ею, и хотят во чтобы то ни стало добиться авторитета. Поэтому пути его обретения могут быть разные, а значит, можно выделить следующие типы:
Виды авторитета |
Характеристика |
Подлинный |
Это последствие определенных действий человека, его умений доносить точку зрения, выстраивать коммуникации, формировать хороший эмоциональный климат в коллективе. Чтобы стать хорошим руководителем и лидером коллектива, нужно приложить немало усилий и ресурсов. |
Ложный (мнимый) |
А тот, кто не готов жертвовать своими ресурсами, временем, чтобы повысить авторитет, часто прибегают к ложным способам его поддержания — манипуляциям, интригам, лицемерию и т.д. Это называется мнимым лидерством. |
Человек, который выбрал, путь обретения ложного лидерства, никогда не станет настоящим «центром» коллектива и не будет вести за собой. У него будет только «красивая картинка», которая на короткое время сможет обеспечить ему некоторое преимущество перед другими. Часто именно мнимое лидерство позволяет нечестным на руку людям получить желаемую должность и продвинуться по карьерной лестнице.
Как повысить свой авторитет
Если вы хотите поднять свой авторитет или вернуть его, то следующие советы для вас. Начните менять свое поведение, окружение, проявляйте инициативу, и тогда вы сможете стать лидером коллектива.
Итак, чтобы укрепить свое лидерство в коллективе вам нужно:
- Участвовать в нетворкинге и заводить полезные знакомства. Чем больше успешных людей вокруг, тем больше у вас информации о том, как строить коммуникацию, как управлять подчиненными, как доносить свою точку зрения и убеждать кого-то.
- Завоевать уважение «близкого круга», а потом и вышестоящего руководства. Сделать это можно только, если проявлять инициативу, уметь сохранять дистанцию и личные границы, брать на себя ответственность и не пытаться выставить кого-то виноватым.
- Оставаться самим собой. Вам не нужно всем и всегда угождать, идти на поводу у чужих желаний в угоду своим. Учитесь говорить «нет», не оправдываясь, а четко донося свою позицию.
- Следить за внешним видом. Всегда опрятный, стильный, ухоженный внешний вид определяет хорошего руководителя и лидера. Соблюдайте принятый в компании дресс-код, но при этом старайтесь не терять свою индивидуальность.
- Научится адекватно реагировать на критику. Если вам указывают на ошибки, то не стоит бросаться в ответ с обвинениями и оправдываться. Нужно уметь делать выводы и не допускать повторения подобных ситуаций.
- Забыть про сплетни и провокации. Настоящий лидер никогда не будет никого обсуждать, не будет втягивать в конфликт, провоцировать на негативные эмоции и ставить в неловкое положение. Забудьте про публичное выяснение отношений.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вам трудно высказывать свою точку зрения, вы не боитесь проявлять инициативу или вы испытываете страх перед публичными выступлениями. Наши психологи на дистанционной консультации помогут вам справится с волнением и страхов, объяснят, как совладать с эмоциями и научится убеждать других.
Частые вопросы
Да, можно. Стать авторитетом — это не только способность и прерогатива мужчин. Женщины тоже могут лидерами коллектива и пользоваться уважением коллег.
Их несколько — адекватная самооценка, умение анализировать свои поступки, самооценка, рефлексия, саморазвитие, социальная коммуникация, значимость для общества.
Авторитетный руководитель — это профессионал, управленец, который пользуется уважением, знает и умеет влиять на своих подчиненных, умеет убеждать, доносить свое мнение и изменять мнение других.
Заключение эксперта
Укрепление авторитета — это сложная задача, которая по силам только терпеливому, честному, убежденному, энергичному, эмоционально устойчивому и целенаправленному человеку. Который знает, как общаться в деловом мире, не заискивает и не оценивает никого свысока. Человеку с большим опытом, знаниями, высокими профессиональными компетенциями.