Диспраксия у детей

Время 7 минут
Просмотров 38892
Диспраксия у детей

Диспраксия у детей — это неврологическое заболевание, при котором у ребенка нарушается мелкая и крупная моторика. По статистике ВОЗ, количество детей с патологиями двигательной сферы постоянно увеличивается. Это связано не только с ростом числа различных заболеваний, но и более точными методами диагностики таких проблем. Разбираемся, что такое диспраксия, как она проявляется и как ее можно скорректировать.

Матюхина Дарья Сергеевна
Матюхина Дарья Сергеевна
Получить консультацию в приложении

Общая информация

Диспраксия или синдром неуклюжести представляет собой расстройство моторной сферы, при котором ребенку трудно выполнить различные виды двигательной активности. Она развивается на фоне нарушения кинестетического праксиса и проявляется неуклюжестью, трудностями с координацией движением, речевыми нарушениями и другими признаками.

Синдром диспраксии стоит отличать от апраксии — моторного нарушения, при котором человек не может выполнить действие, хотя знает и понимает необходимый для этого алгоритм. Апаркасия обычно связана с поражением коры головного мозга и развивается во взрослом возрасте.

Диспраксия — довольно распространенное заболевание. Оно диагностируется у каждого 12-го ребенка, обследованного неврологом из-за жалоб на нарушение развития или другие неврологические проблемы. У мальчиков эта патология встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Фото: Краткая информация о диспраксии

Причины

Ключевую роль в развитии диспраксии играет нарушение нормальных сроков созревания коры головного мозга, участки которой отвечают за крупную и мелкую моторику ребенка. Доподлинно неизвестно, какие именно процессы приводят к задержке созревания. Тем не менее провоцирующие заболевание факторы хорошо известны. Диспраксия развивается по следующим причинам:

  1. Проблемы во время беременности. Любые отклонения в течении нормальной беременности, которые могут вызвать гипоксию и, как следствие, нарушение формирования структур головного мозга, могут вызвать диспраксию. К таким отклонениям относят ранний и поздний токсикоз, нарушение плацентарного кровотока, вредные привычки будущей мамы, отслоение плаценты.
  2. Осложненные роды. Аналогичные последствия вызывает и кислородное голодание в родах. Провоцирующими факторами считают затяжные роды, обвитие пуповиной, продолжительный безводный период, экстренное кесарево сечение.
  3. Патологии в неонатальный период. На созревание основных структур мозга оказывает влияние затяжная желтуха, рождение раньше и позже срока и другие осложнения.
  4. Педагогическая запущенность. Чтобы мозг развивался правильно, вокруг него должна быть соответствующая психолого-педагогическая среда. Если взрослые не занимаются ребенком и не обучают, то его развитие замедляется.

Также считается, что в развитии диспраксии могут играть роль и наследственные факторы. Однако установить точную причину развития этой патологии не всегда возможно.

Проблемы с моторикой возникают из-за рассогласованности в деятельности структур мозга, отвечающих за выполнение действий. В зависимости от глубины такого нарушения развивается как полное, так и частичное «выпадение» моторных функций. Если вы замечаете, что ребенку с трудом даются обычные действия, нужно обязательно показать его врачу.

Стаж 6
star star star star star
Более 2257 консультаций
Матюхина Дарья Сергеевна
Матюхина Дарья Сергеевна
Педиатр
Приложение в телефоне
Получите доступ к 90 квалифицированным врачам и психологам прямо у вас в телефоне

Выберите специалиста, который ответит детально на все вопросы прямо в приложении

Разновидности

По этиологическим факторам выделяют первичную, связанную с незрелостью структур мозга, и вторичную, развивающуюся на фоне нарушения обработки стимулов, формы диспраксии. Вторая, как правило, протекает более тяжело и быстро приводит к тому, что ребенку становится трудно учиться и обслуживать себя.

По «выпадению» функций выделяют следующие виды диспраксии:

Наименование

Описание

Вербальная диспраксия

Речевая диспраксия у детей может быть связана с нарушением артикуляции, трудностями со звукопроизношением, а также неумением правильно сформулировать мысли.

Артикуляционная диспраксия у детей

Подразделяется на кинетическую и кинестетическую. При первой у ребенка возникают трудности с самим артикуляционными позами, развивается моторная неловкость у детей, при второй — проблемы связаны с последовательностью движений. Моторная диспраксия у ребенка проявится трудностями с письмом, застегиванием пуговиц и пр.

Другими видами являются:

  • идеамоторная диспраксия, для которой характерно совершение спонтанных действий, но вызывают трудности в совершении действий по команде, просьбе;
  • идеаторная, когда нет возможности совершать сложные длительные манипуляции.

Симптомы

Проявления болезни зависят от того, какие именно функции «выпадают». Например, при моторной (кинестетической) диспраксии ребенок становится неуклюжим и неловким, а при речевой у него наблюдаются трудности с произношением и пониманием текстов. Наблюдающиеся при этом заболевании симптомы объединяют в 4 большие группы:

  • проблемы с движением и равновесием;
  • трудности с подвижными играми и выполнением указаний;
  • различные нарушения речи;
  • сложности с графическими изображениями.

Для патологии характерно то, что ребенок часто падает на ровном месте, у ребенка развивается плохая координация движений.

У детей с диспраксией часто наблюдается небольшая задержка различных психомоторных навыков — они позднее начинаю ходить, медленнее усваивают навыки самообслуживания и с трудом могут выполнять некоторые действия, например, завязывать шнурки или застегивать пуговицы. Такие дети спотыкаются на ровном месте, «не замечают» мебель и дверные косяки, не могут поймать мяч или играть в игры, которые требуют координации.

Синдром неуклюжего ребенка (диспраксия) не является признаком низкого интеллекта, и многие дети с этим расстройством могут обладать высоким уровнем умственного развития. Однако для них может быть полезной поддержка логопедов, физиатров и психологов, которые могут помочь развить необходимые навыки и преодолеть трудности, связанные с моторикой. При появлении подозрений на диспраксию стоит обратиться к специалистам для диагностики и разработки индивидуальных программ поддержки, которые помогут ребенку адаптироваться и развиваться в своем темпе.

Стаж 6
star star star star star
Более 2257 консультаций
Матюхина Дарья Сергеевна
Матюхина Дарья Сергеевна
Педиатр
Приложение в телефоне
Получите доступ к 90 квалифицированным врачам и психологам прямо у вас в телефоне

Выберите специалиста, который ответит детально на все вопросы прямо в приложении

Постановка диагноза

Диспраксия определяется по совокупности внешних проявлений и результатов различных обследований. При подозрении на это заболевание нужно обратиться к педиатру или детскому невропатологу. Они соберут первичный анамнез и проведут необходимые обследования. Для подтверждения диспраксии обычно проводят:

  • ЭЭГ;
  • электронейромиографию;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • логопедическое обследование;
  • МРТ или КТ для исключения органических повреждений мозга.

Для уточнения диагноза ребенку может потребоваться консультация нейропсихолога, логопеда и психиатра. До 5 лет это заболевание не диагностируется.

Читайте также Неврозы у детей
Приложение в телефоне
Врач всегда под рукой в приложении Теледоктор24

Лечение

Вылечить болезнь не получится, однако можно скорректировать нарушения и улучшить моторные навыки. Для этого проводят:

  1. Медикаментозное лечение. Лекарства применяют для восстановления нейронных связей и улучшения работы мозга. Для этого назначают различные ноотропы и нейролептики, а также витаминно-минеральные комплексы.
  2. Физиотерапевтическое лечение. Ребенку подбирают комплексы ЛФК, методы физиотерапии, используют кинезиотейпирование. Эффективными при диспраксии упражнениями считаются катание на роликах или велосипеде, жонглирование, прыжки на батуте, плавание и так далее.
  3. Нейропсихологическую коррекцию. Работа с нейропсихологом направлена на развитие утраченных навыков путем сенсорной стимуляции. Конкретные методы подбираются индивидуально для каждого ребенка.
  4. Логопедические занятия. Для восстановления и развития речевых навыков проводят работу с логопедом. Специалист не только ставит звуки, но также учит ребенка читать и писать, правильно выражать свои мысли и говорить.

Помимо занятий со специалистами, ребенку нужна развивающая среда и дома. Для этого родителям необходимо приобрести или сделать игрушки для развития сенсорных навыков, развития логического мышления и других навыков.

Важно! Дети с диспраксией часто страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. При планировании занятий нужно учитывать эту особенность и не ругать ребенка за то, что он не может сосредоточиться. Вместо этого лучше предложить ему другое занятие.

Частые вопросы

Если ребенок падает на ровном месте, можно говорить о нарушении праксиса?
+

Нет. Эта патология развивается не во всех случаях. Чтобы понять, есть ли нарушения, необходимо пройти диагностику. Нет. Эта патология развивается не во всех случаях. Чтобы понять, есть ли нарушения, необходимо пройти диагностику.

В каком возрасте ставится диагноз диспраксия?
+

Заболевание обычно диагностируется в возрасте 5–7 лет, когда его можно отличить от других неврологических нарушений.

Можно ли вылечить диспраксию у ребенка?
+

Излечиться от этого заболевания невозможно, однако за счет лечения можно приостановить и частично компенсировать нарушения.

Заключение эксперта

Диспраксия у детей — одно из самых распространенных нарушений кинестетической активности. Доподлинно неизвестно, что вызывает такие изменения, однако отмечены факторы риска, которые могут привести к этой патологии. Лечение диспраксии направлено на коррекцию двигательных нарушений и включает различные терапевтические методы. Лечением занимаются не только врачи, но и специалисты в логопедии и нейропсихологии.

verified
Публикуем только проверенную информацию

Источники

  1. ... Золоткова Е.В., Бабий Т.В. Особенности развития моторного праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65–4
  2. ... ГорячеваТ.Г., МисоченкоМ.С. Промежуточные результаты нейропсихологического анализа развития детей, имеющих риски перинатальной патологии// Педиатр. 2015. Т.6. №4
  3. ... К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О.Ю.// Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. – Череповец, 17-18 апреля 2014
Приложение в телефоне
Получите доступ к 90 квалифицированным врачам и психологам прямо у вас в телефоне
Скачайте приложение
Задайте вопросы автору статьи
Матюхина Дарья Сергеевна
Матюхина Дарья Сергеевна
Автор статьи
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!

Статьи на тему: Дети

Матюхина Дарья Сергеевна
Матюхина Дарья Сергеевна
06.02.22
Как проверяют глазное дно у детей
Теледоктор24 3 минуты
Теледоктор24 29906
Матюхина Дарья Сергеевна
Матюхина Дарья Сергеевна
15.08.24
Диатез у детей
Теледоктор24 3 минуты
Теледоктор24 25168
Матюхина Дарья Сергеевна
Матюхина Дарья Сергеевна
20.02.22
На каком сроке узнают пол ребенка
Теледоктор24 3 минуты
Теледоктор24 61970
Смотреть все статьи
8 800 333-83-62
Круглосуточно
ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИИ
Пожалуйста, заполните все обязательные поля