teledoctor 24
Обновлено: 15 июня 2022
Обновлено 15.06

Психологическая готовность ребенка к школе

Монахова Альбина Петровна
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

1 сентября — это не только праздник и торжественный момент для всех первоклашек, но и стресс. С началом обучения не только первоклассник испытывает стресс, но и его родители. Про психологическую готовность к школьному обучению детей есть немного информации. Как правило, сами родители записывают своих детей на подготовительные курсы, обучают чтению и письму, то есть готовят первоклашек с точки зрения образования. А вот психологической подготовки уделяют мало внимания. Но именно психологическая готовность к школе свидетельствует о психической зрелости первоклассника и его готовности к обучению.

Из этой статьи вы узнаете, что такое психологическая готовность к школьному обучению, что она в себя включает. А также мы расскажем, как, с точки зрения психологии, готовность к обучению влияет на психоэмоциональное здоровье и что нужно сделать родителям, что адаптировать ребенка к школе.

Почему так важно оценить готовность к школе

Считается, что будущий ученик, самостоятельно «встроится» в новые условия, ко всему привыкнет и со всем разберется. Но в реальности это сделать очень непросто. Ученику приходится не только адаптироваться к новому распорядку дня, привыкать к новому «коллективу» (после детского сада), но и учится концентрироваться, выполнять домашние задания, слушаться учителя. Это все огромный стресс, на фоне которого возникают психологические и поведенческие проблемы.

Часто бывает так, что после нескольких дней, проведенных в школе, ребенок заявляет родителям, что он больше не хочет в школу. Естественная реакция родителей, это «переломить» школьника и заставить идти учится. Но не все родители желают разобраться в таком поведении. Почему так происходит? Потому что в школе нельзя играть, надо слушаться учителя, надо сидеть смирно, надо соблюдать новые правила, которые зачастую непонятны малышу. Все это выливается в недовольство, изменение поведения, агрессивность. А первопричина — родители не проверили психологическую готовность ребенка к обучению, не рассказали, что его будет ждать и не помогли ему адаптироваться к новым условиям.

Все негативные впечатления от обучения первоклассник (а особенно этим страдают замкнутые дети) будет накапливать в себе. Рано или поздно это приведет к неврозу, апатии и депрессии. Да, депрессия является также и детским заболеванием и входит в пятерку психоэмоциональных расстройств у детей школьного возраста.

Важно! Депрессия у школьника проявляется резким изменением поведения, неустойчивым эмоциональным фоном, активные дети становятся вялыми и пассивными. А скромные и тихие — чересчур возбудимыми.

К чему приводит отсутствие адаптации к школе

Маленькие дети, не имеющие практических навыков адаптации, буквально впервые в жизни сталкиваются с серьезными нагрузками и проблемами. Чуть легче психологически готовы те детки, которые ходили в детский сад. А ведь некоторые родители не водят своих детей и предпочитают проводить социальную подготовку самостоятельно.

Вот к чему может привести личностная неготовность ребенка к обучению:

Проблемы отсутствия адаптации

В чем выражается

Психологические

Появление фобий, депрессии, психосоматических заболеваний и расстройств — энурез, заикание, тремор конечностей, проблемы со сном и питанием, зависимости.

Образовательные

Снижение концентрации и внимания, страдает успеваемость, ученик не проявляет интереса к учебному процессу, не выполняет домашние задания, он становится неусидчивым, постоянно отвлекается, нарушает дисциплину и пр.

Поведенческие

Появляется демонстративное поведение,агрессивность, раздражительность, излишняя возбудимость, подвижность или, наоборот, замкнутость и плаксивость.

Появление одного негативного симптома еще не значит, что ваш ребенок не готов к школе и у него проблемы, но наличие нескольких отрицательных показателей — это сигнал к тому, чтобы присмотреться к поведению школьника повнимательнее. Задача родителей заключается в том, чтобы вовремя оценить психологическое состояние своего чада и принять меры. Лучше всего обратиться к психологу.

Что включает в себя психологическая оценка

Только в последнее время психологи стали оценивать, насколько будущий ученик готов к школе. Для этого проводится определенное тестирование и дается оценка — готов школьник к учебе или нет.

Все эти тесты и методики определяют наличие знаний, умений и навыков , которые нужны для оптимального освоения и понимания школьной программы. Стоит помнить, что тесты — это не абсолютный показатель, тестирование дает лишь субъективную оценку и общее понимание. Результаты опросов, бесед и заданий будут зависеть от психологического состояния будущего ученика, его характера, обстановки в семье, наличия каких-либо заболеваний (ОКР, задержка речевого развития, СДВГ и пр). Все эти факторы надо учитывать.

Психологическая готовность ребенка к школе определяется по нескольким большим блокам навыков и умений. Ниже рассмотрим их подробнее.

Виды психологической готовности

  1. Мотивационная готовность. Будущий первоклассник должен показывать свое желание учится, у него должно быть стремление идти в школу, получать новые знания. Он должен положительно относиться к школе, принятым правилам, учителям и другим детям.
  2. Интеллектуальная готовность включает в себя умственные способности школьника. Он должен уметь ориентироваться в пространстве — знать, как пройти из дома в школу и обратно. Будущий ученик должен уметь анализировать, обобщать, делать выводы. У него должен быть знания об окружающем мире. Память, речь и мышление должны соответствовать возрасту.
  3. Социально-личностная готовность. Это понятие включает в себя социально-коммуникативные навыки (как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, включая незнакомых).
  4. Волевая готовность. Если говорить кратко, то школьник должен уметь концентрироваться на задаче, контролировать свои действия и эмоции, понимать важность обучения, проявлять усидчивость, слушать учителя и не отвлекаться.

Советы родителям по адаптации ребенка

Образовательный процесс включает в себя три важные стороны — участие родителей, желание и стремление самого ученика, а также школьная (педагогическая) подготовка.

В этой статье мы затронем только родительскую подготовку ребенка к школе. Итак, ваша задача, как родителей, заключается в следующем:

  • Не торопите ребенка при сборе в школу. Лучше заранее прибавьте время на сборы и раскачку. Спешка — только лишний стресс, который сейчас ни к чему.
  • Обязательно приготовьте питательный завтрак для вашего ученика. На голодный желудок сконцентрироваться на учебе не получится. Соберите перекус с собой и дайте воду — питьевой режим тоже нужно соблюдать.
  • Не дергайте ребенка по пустякам, не припоминайте ошибок, не корите за плохое поведение. Лучше в дружелюбной форме расспросите, почему так получилось, что ему было непонятно, найдите оптимальное решение на будущее.
  • Перед уходом в школу подбодрите ребенка. Скажите ласковые слова, пожелайте удачи и хорошего дня. Не «пилите» и не настраивайте неокрепшую детскую психику на негатив подобными фразами: «Смотри, только двойку не принеси»…
  • Встречая из школы, не устраивайте допроса. Дайте ему немного отдохнуть. Переключите внимание, и только потом спрашивайте о том, что было в школе. Если школьник возбужден и хочет что-то рассказать, проявите внимание и выслушайте его, не отмахивайтесь и не откладывайте разговор со словами: «Сначала уроки сделай, а потом все расскажешь». Если ребенок чем то огорчен, не пытайтесь «вытянуть» из него информацию, проявите терпение и скажите, что готовы его выслушать.
  • Не сажайте детей за уроки сразу же после того, как они пришли из школы. Необходимо сделать перерыв в 2-3 часа.
  • Во время выполнения домашних заданий следите, чтобы ребенок делал перерывы. Но во время перерывов он не должен сидеть в гаджетах или смотреть телевизор. Идеально размяться, сделать несколько легких упражнений, подвигаться.
  • Приучайте ваше чадо самостоятельно делать уроки. Не стойте у него «над душой», не контролируйте каждую букву. Но при этом дайте понять, что если у него возникнуть сложности, вы готовы ему помочь. Не ищите решение за ребенка, подталкивайте его к самостоятельным выводам.
  • Выделите час на индивидуальное общение. Только на те темы, которые ему интересны. Не предлагайте обсудить оценки и успеваемость, а поинтересуйтесь его увлечениями. Маленьким деткам достаточно будет и полчаса такого «активного и включенного» родителя.
  • Следите за физическим состоянием школьника. Если он жалуется на недомогание, у него болит голова или он плохо себя чувствует, не заставляйте «через силу».

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили, что ваш ребенок еще не готов к школе и ему нужна психологическая адаптация. Наши детские психологи знают, как вернуть интерес к обучению у ребенка, и наладить детско-родительские отношения и минимизировать нервное напряжение. Консультацию вы можете получить по телефону или видеосвязи в любое удобное для вас время.

Online консультация

Частые вопросы

По каким симптомам можно понять, что ребенок не готов к школе?
+

У школьника резко меняется поведение, спокойные дети становятся возбудимыми, а активные могут стать тихонями. Меняется настроение, накатывает волнение и страх, вплоть до паники. Ребенок отказывается идти в школу, заболевает. Могут возникнуть нервные симптомы — заикание, дрожание конечностей, может измениться произношение звуков.

Что делать, если в школе произошел конфликт?
+

В первую очередь поговорите с учителем с глазу на глаз. Выслушав его версию произошедшего, не устраивайте скандал и «разбор полетов». Наказания не объяснят ребенку «новые» правила поведения в школе. Лучше спокойно поговорите со школьником и спросите его: «Что ты можешь сделать, чтобы исправить ситуацию»? «Как ты считаешь, что лучше сделать»?

В какое время лучше делать уроки с первоклашкой?
+

Лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 17.00. Обязательно после прихода со школы, сделайте «паузу» в 2-3 часа. Занятия после 17 практически бесполезны, ученик не запомнит материал.

Заключение эксперта

Начальная школа — это испытание не только для самих юных школьников. От нервного напряжения и волнения страдают и сами родители. Многие из которых не осознают важность психологической подготовки первоклашек к школе. Сложности в адаптации и обучении выливаются в нейропсихологические проблемы.  Внимательно наблюдайте за своим ребенком и не стесняйтесь обращаться за помощью к психологу.

Источники

  1. ... Ю. Б. Гиппенрейтер Воспитание подростка — Издательство АСТ, 2021
  2. ... Келли Скин, Мишель Скин С тобой всё так! Как справиться с давлением окружающих и оставаться собой в школе — МИФ, 2018
  3. ... Анна Мирошина Адаптация родителей к школе — Феникс, 2020
Комментарии: (1)
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
avatar
Ольга
16.06.2022
Добрый день! Подскажите, а тестирование о психологической готовности к средней школе проходит так же?
Ответить
avatar
Монахова Альбина Петровна
17.06.2022
Добрый день, Ольга! Да, школьные психологи при необходимости проводят тестирование по специально разработанным методикам. По сути, это такая же проверка навыков и умений ученика.
Ответить

Другие статьи по теме