Почему так важно оценить готовность к школе
Считается, что будущий ученик, самостоятельно «встроится» в новые условия, ко всему привыкнет и со всем разберется. Но в реальности это сделать очень непросто. Ученику приходится не только адаптироваться к новому распорядку дня, привыкать к новому «коллективу» (после детского сада), но и учится концентрироваться, выполнять домашние задания, слушаться учителя. Это все огромный стресс, на фоне которого возникают психологические и поведенческие проблемы.
Часто бывает так, что после нескольких дней, проведенных в школе, ребенок заявляет родителям, что он больше не хочет в школу. Естественная реакция родителей, это «переломить» школьника и заставить идти учится. Но не все родители желают разобраться в таком поведении. Почему так происходит? Потому что в школе нельзя играть, надо слушаться учителя, надо сидеть смирно, надо соблюдать новые правила, которые зачастую непонятны малышу. Все это выливается в недовольство, изменение поведения, агрессивность. А первопричина — родители не проверили психологическую готовность ребенка к обучению, не рассказали, что его будет ждать и не помогли ему адаптироваться к новым условиям.
Все негативные впечатления от обучения первоклассник (а особенно этим страдают замкнутые дети) будет накапливать в себе. Рано или поздно это приведет к неврозу, апатии и депрессии. Да, депрессия является также и детским заболеванием и входит в пятерку психоэмоциональных расстройств у детей школьного возраста.
К чему приводит отсутствие адаптации к школе
Маленькие дети, не имеющие практических навыков адаптации, буквально впервые в жизни сталкиваются с серьезными нагрузками и проблемами. Чуть легче психологически готовы те детки, которые ходили в детский сад. А ведь некоторые родители не водят своих детей и предпочитают проводить социальную подготовку самостоятельно.
Вот к чему может привести личностная неготовность ребенка к обучению:
Проблемы отсутствия адаптации |
В чем выражается |
Психологические |
Появление фобий, депрессии, психосоматических заболеваний и расстройств — энурез, заикание, тремор конечностей, проблемы со сном и питанием, зависимости. |
Образовательные |
Снижение концентрации и внимания, страдает успеваемость, ученик не проявляет интереса к учебному процессу, не выполняет домашние задания, он становится неусидчивым, постоянно отвлекается, нарушает дисциплину и пр. |
Поведенческие |
Появляется демонстративное поведение,агрессивность, раздражительность, излишняя возбудимость, подвижность или, наоборот, замкнутость и плаксивость. |
Появление одного негативного симптома еще не значит, что ваш ребенок не готов к школе и у него проблемы, но наличие нескольких отрицательных показателей — это сигнал к тому, чтобы присмотреться к поведению школьника повнимательнее. Задача родителей заключается в том, чтобы вовремя оценить психологическое состояние своего чада и принять меры. Лучше всего обратиться к психологу.
Что включает в себя психологическая оценка
Только в последнее время психологи стали оценивать, насколько будущий ученик готов к школе. Для этого проводится определенное тестирование и дается оценка — готов школьник к учебе или нет.
Все эти тесты и методики определяют наличие знаний, умений и навыков , которые нужны для оптимального освоения и понимания школьной программы. Стоит помнить, что тесты — это не абсолютный показатель, тестирование дает лишь субъективную оценку и общее понимание. Результаты опросов, бесед и заданий будут зависеть от психологического состояния будущего ученика, его характера, обстановки в семье, наличия каких-либо заболеваний (ОКР, задержка речевого развития, СДВГ и пр). Все эти факторы надо учитывать.
Психологическая готовность ребенка к школе определяется по нескольким большим блокам навыков и умений. Ниже рассмотрим их подробнее.
Виды психологической готовности
- Мотивационная готовность. Будущий первоклассник должен показывать свое желание учится, у него должно быть стремление идти в школу, получать новые знания. Он должен положительно относиться к школе, принятым правилам, учителям и другим детям.
- Интеллектуальная готовность включает в себя умственные способности школьника. Он должен уметь ориентироваться в пространстве — знать, как пройти из дома в школу и обратно. Будущий ученик должен уметь анализировать, обобщать, делать выводы. У него должен быть знания об окружающем мире. Память, речь и мышление должны соответствовать возрасту.
- Социально-личностная готовность. Это понятие включает в себя социально-коммуникативные навыки (как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, включая незнакомых).
- Волевая готовность. Если говорить кратко, то школьник должен уметь концентрироваться на задаче, контролировать свои действия и эмоции, понимать важность обучения, проявлять усидчивость, слушать учителя и не отвлекаться.
Советы родителям по адаптации ребенка
Образовательный процесс включает в себя три важные стороны — участие родителей, желание и стремление самого ученика, а также школьная (педагогическая) подготовка.
В этой статье мы затронем только родительскую подготовку ребенка к школе. Итак, ваша задача, как родителей, заключается в следующем:
- Не торопите ребенка при сборе в школу. Лучше заранее прибавьте время на сборы и раскачку. Спешка — только лишний стресс, который сейчас ни к чему.
- Обязательно приготовьте питательный завтрак для вашего ученика. На голодный желудок сконцентрироваться на учебе не получится. Соберите перекус с собой и дайте воду — питьевой режим тоже нужно соблюдать.
- Не дергайте ребенка по пустякам, не припоминайте ошибок, не корите за плохое поведение. Лучше в дружелюбной форме расспросите, почему так получилось, что ему было непонятно, найдите оптимальное решение на будущее.
- Перед уходом в школу подбодрите ребенка. Скажите ласковые слова, пожелайте удачи и хорошего дня. Не «пилите» и не настраивайте неокрепшую детскую психику на негатив подобными фразами: «Смотри, только двойку не принеси»…
- Встречая из школы, не устраивайте допроса. Дайте ему немного отдохнуть. Переключите внимание, и только потом спрашивайте о том, что было в школе. Если школьник возбужден и хочет что-то рассказать, проявите внимание и выслушайте его, не отмахивайтесь и не откладывайте разговор со словами: «Сначала уроки сделай, а потом все расскажешь». Если ребенок чем то огорчен, не пытайтесь «вытянуть» из него информацию, проявите терпение и скажите, что готовы его выслушать.
- Не сажайте детей за уроки сразу же после того, как они пришли из школы. Необходимо сделать перерыв в 2-3 часа.
- Во время выполнения домашних заданий следите, чтобы ребенок делал перерывы. Но во время перерывов он не должен сидеть в гаджетах или смотреть телевизор. Идеально размяться, сделать несколько легких упражнений, подвигаться.
- Приучайте ваше чадо самостоятельно делать уроки. Не стойте у него «над душой», не контролируйте каждую букву. Но при этом дайте понять, что если у него возникнуть сложности, вы готовы ему помочь. Не ищите решение за ребенка, подталкивайте его к самостоятельным выводам.
- Выделите час на индивидуальное общение. Только на те темы, которые ему интересны. Не предлагайте обсудить оценки и успеваемость, а поинтересуйтесь его увлечениями. Маленьким деткам достаточно будет и полчаса такого «активного и включенного» родителя.
- Следите за физическим состоянием школьника. Если он жалуется на недомогание, у него болит голова или он плохо себя чувствует, не заставляйте «через силу».
Частые вопросы
У школьника резко меняется поведение, спокойные дети становятся возбудимыми, а активные могут стать тихонями. Меняется настроение, накатывает волнение и страх, вплоть до паники. Ребенок отказывается идти в школу, заболевает. Могут возникнуть нервные симптомы — заикание, дрожание конечностей, может измениться произношение звуков.
В первую очередь поговорите с учителем с глазу на глаз. Выслушав его версию произошедшего, не устраивайте скандал и «разбор полетов». Наказания не объяснят ребенку «новые» правила поведения в школе. Лучше спокойно поговорите со школьником и спросите его: «Что ты можешь сделать, чтобы исправить ситуацию»? «Как ты считаешь, что лучше сделать»?
Лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 17.00. Обязательно после прихода со школы, сделайте «паузу» в 2-3 часа. Занятия после 17 практически бесполезны, ученик не запомнит материал.
Заключение эксперта
Начальная школа — это испытание не только для самих юных школьников. От нервного напряжения и волнения страдают и сами родители. Многие из которых не осознают важность психологической подготовки первоклашек к школе. Сложности в адаптации и обучении выливаются в нейропсихологические проблемы. Внимательно наблюдайте за своим ребенком и не стесняйтесь обращаться за помощью к психологу.