teledoctor 24
Обновлено: 14 июня 2022
Обновлено 14.06

Как приучить ребенка к самостоятельности

Монахова Альбина Петровна
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Самостоятельность — одно из основных личностных качеств, которое необходимо, чтобы стать целеустремленным. Самостоятельный человек умеет мыслить и действовать, не теряется в любой обстановке. Он умеет брать ответственность за собственные поступки, у него все в порядке с самооценкой. Родителям нужно развить самостоятельность у ребенка. И делать это необходимо не когда удобно взрослым, а когда дети начинают проявлять желание самостоятельно решить какой-либо вопрос или проблему.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Что такое самостоятельность?

Самостоятельность — это обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности мышления, правильной самооценке и ответственности.

Как формируется самостоятельность:

  1. Наблюдение за действиями взрослых.
  2. Помощь родителям.
  3. Самостоятельное выполнение при помощи взрослых.
  4. Ребенок действует самостоятельно, но иногда нужно контролировать и напоминать.
  5. Ребенок выполняет действие абсолютно самостоятельно.

Зачем нужно приучать ребенка к самостоятельности

Самостоятельность — это необходимость. Если вы будете постоянно держать малыша на руках, ему незачем будет учиться ходить. Если будете всегда все за него решать, он не сможет научиться справляться с проблемами самостоятельно.

Часто дети, да и родители считают, что самостоятельная жизнь начинается, когда ребенок покидает родительский дом. Но это не так. Если не воспитывать самостоятельность с раннего детства, то живя отдельно, он не сможет решать свои вопросы без помощи мамы и папы.

Чрезмерная опека, подавление самостоятельности негативно влияет на формирование личности. Несамостоятельные дети становятся:

  • неуверенными в себе, у них заниженная самооценка;
  • склонны к резким перепадам настроения, депрессиям, не умеют бороться со стрессом;
  • они чрезмерно требовательны к окружающим, считают, что все вокруг им обязаны;
  • в любой ситуации, которая требует усилий, проявляют нетерпение, что негативно сказывается на учебе.

Уверенность, что ребенок станет самостоятельным сам, так же опасна для развития личности, как и гиперопека. Если предоставить самостоятельность не по возрасту, он не справится с задачей. Ему придется наблюдать недовольство взрослых, выслушивать критику. Это приводит к разочарованию, нет желания принимать самостоятельные решения в дальнейшем.

Любое самостоятельно выполненное дело — это необходимые шаги, которые формируют стремление действовать, несмотря на сложности и преграды. Именно умение преодолевать трудности нужно для развития волевых качеств, необходимых для достижения цели.

Самостоятельный человек уверен в себе, что позволяет ему привлекать к себе окружающих, легко вливаться в любой коллектив, достигать своих целей, строить успешную карьеру.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите избежать ошибок в воспитании, быть осознанными родителями, обратитесь за консультацией к нашим психологам. Наши специалисты в формате онлайн-консультации подробно и понятно объяснят вам все тонкости развития самостоятельности.

Online консультация

Этапы формирования самостоятельности

В развитие самостоятельности обязательно нужно учитывать возраст. Глупо требовать от трехлетки, чтобы он самостоятельно и аккуратно вымыл посуду. В каждом из возрастных периодов дети по-разному воспринимают информацию, способны выполнять посильные, понятные задачи.

Что должен уметь самостоятельный ребенок:

Возраст

Какие решения может принимать сам, что должен уметь

2-3 года

  • надевать некоторые элементы одежды, раздеваться;
  • самостоятельно пить, есть, пусть еще не совсем аккуратно;
  • выбирать сказку, которую ему будут читать;
  • какие игрушки взять с собой на прогулку;
  • решать, когда нужно сходить на горшок.

3-5

Ко всем вышеперечисленным навыкам добавляется ответственность за порядок в комнате — собрать игрушки, застелить постель, вытереть пыль. Дети в этом возрасте могут выбирать, что хотели бы съесть, с кем играть, кого пригласить на день рождения. Им можно доверить простые бытовые дела, уход за домашним питомцем.

6-9

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста может решать, какая одежда ему нравится и что он хочет надеть. Какие дополнительные занятия выбрать, как и с кем провести свободное время. Можно приучить распоряжаться карманными деньгами. Ходить в школу и домой самостоятельно, если заведение находится недалеко.

10-12

  • контролировать свой внешний вид, без напоминаний выполнять гигиенические процедуры;
  • выбирать место для прогулок;
  • самостоятельно делать домашние задания;
  • не бояться оставаться дома без взрослых;
  • готовить простые блюда.

13-15

Составлять график свободного времени, с учетом школьных и дополнительных занятий. Самостоятельно добираться до пункта назначения. Выбирать интересные для себя мероприятия. Подрабатывать, если это не мешает учебе.

Все перечисленные навыки — условный показатель. Список можно дополнять и корректировать с учетом пожеланий и возможностей. Помощь в освоении новых умений оказывать четко в нужном объеме. Список обязанностей постепенно увеличивать, расширять границы для самостоятельных действий.

Важно! Всегда изначально приучайте выполнять самостоятельные действия правильно. Показывайте, объясняйте. Переучивать всегда сложнее, чем учить с нуля.

Как привить ребенку самостоятельность — основные принципы

Развитие самостоятельности родителям нужно начинать с осознания того, что ребенок — это личность, которой нужно помочь сформироваться.

Воспитание самостоятельности у детей — основные принципы:

  1. Уверенность родителей в силах ребенка. Чувство это должно быть искренним. Нельзя говорить, «я в тебя верю, у тебя все получится», и тут же делать все самостоятельно, потому что так быстрее и удобнее.
  2. Разумная поддержка. Часто детская самостоятельность проявляется тогда, когда взрослые к ней еще не готовы. Задача — не обрубить желание и стремление словом или взглядом. Нужно оказать поддержку в начинаниях, если это не опасно.
  3. Регулярно прививать и развивать новые навыки. Многим родителям нужно уменьшить свою активность, перестать выполнять любое желание любимого чада еще до его озвучивания. Свобода действий и стремление получить желаемое — хорошие пинки для развития самостоятельности.
  4. Устанавливать правильные границы. Если ребенок что-то может сделать сам, он должен делать это сам. Взрослым нужно четко дать понять, что никто за него это делать не будет. За отказ от выполнения действий должны наступить определенные последствия — ответ от внешнего мира за свои поступки.
  5. Правильно хвалить. Чтобы сформировать правильный образ самостоятельного человека, нужно отмечать все хорошие поступки. При этом не просто хвалить, а подробно объяснять, за что конкретно свои слова.

Старших школьников не нужно освобождать от домашних обязанностей даже при сильной загруженности в школе. Подростки должны понимать, что все члены семьи заняты, но быт никто не отменял. Посуда сама себя не помоет, пыль не улетучится сама по себе.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если не получается приучить ребенка к самостоятельности. Наши психологи дистанционно помогут разобраться, почему возникла такая ситуация, и предложат варианты решения проблемы.

Online консультация

Как научить ребенка самостоятельности — рекомендации для родителей

Воспитание самостоятельности — это длительный, пошаговый процесс. Совершенствовать и прививать новые навыки нужно постепенно, но постоянно.

Как научить ребенка организованности — несложные советы:

  1. Соблюдение режима дня. Это дисциплинирует, тренирует ответственность. Сначала придется напоминать малышу и дошкольнику, что и в какое время нужно делать. Но постепенно ребенок научиться планировать день самостоятельно.
  2. Определите круг домашних обязанностей с учетом возраста и уровня развития. Это необходимо, что привить заботиться о себе и близких.
  3. Хвалите даже за небольшие, промежуточные достижения.
  4. Интересуйтесь мнением, потребностями и желаниями младших членов семьи.
  5. Позвольте самому выбирать одежду, еду, книги, игрушки, увлечения.
  6. Помогайте, если вас просят о помощи. Но делайте вместо него, а именно помогайте, подсказывайте и направляйте.
  7. Советуйтесь. Спрашивайте, что приготовить на обед, какую одежду вам лучше купить.
  8. Сложные задачи делите на маленькие.
  9. Всегда показывайте на собственном примере, что нельзя уходить от решения проблем, нужно искать выход из сложных ситуаций. Нельзя показывать свою безответственность, беспомощность.
  10. Ставьте новые интересные задачи, вдохновляйте. Это необходимо для того, чтобы дети не боялись трудностей и нестандартных ситуаций, могли адаптироваться к любым условиям.
  11. Четко формулируйте задачи, обозначайте конечную цель.
  12. Не придавайте большое значение неудачам. Скажите, что все люди ошибаются, приведите примеры из своей жизни.
  13. Поддерживайте, четко дайте понять, что вы всегда готовы помочь.
  14. Не говорите просто «нельзя» или «нет». Любой запрет должен быть обоснован.
  15. Вникайте в жизнь ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Интересуйтесь мечтами, кругом общения. Будьте внимательным и активным слушателем.
Важно! У ребенка обязательно должно быть не менее 1-2 часов свободного времени в день. В этот период он может заниматься тем, что считает нужным.

Что не нужно делать, если вы хотите воспитать в ребенке самостоятельность

Дети должны уметь думать самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Для формирования этих навыков чаще обсуждайте с младшими членами семьи события, выслушивайте их мнение, задавайте вопросы. Но сдерживайте свое желание навязать свое мнение и виденье ситуации.

Что помешает стать самостоятельным:

  • постоянное ограждение от неудач при помощи безудержной похвалы, поддержки и неуместной помощи;
  • оберегание от реальной жизни, стремление уберечь от любого риска и набивания шишек;
  • спешка, нехватка времени;
  • унижение, привычка взрослых указывать и разговаривать в повелительном тоне;
  • тотальный контроль;
  • завышенные ожидания — часто взрослым хочется видеть быстрые или идеальные результаты;
  • исправление ошибок ребенка у него на глазах — нужно мягко указывать на недочеты и просить их исправить;
  • наказание за ошибки;
  • навязывание помощи, ненужные советы;
  • перекладывание взрослых ответственности на себя;
  • привычка взрослых оправдывать лень детей;
  • неприятие факта взросления или требование взрослеть быстрее положенного.

Школьники должны уметь самостоятельно решать конфликтные ситуации. Если взрослые будут постоянно вмешиваться в отношения со сверстниками, ребенок будет расти слабым, неуверенным. Но из этого правила есть исключение. Буллинг — весомый повод вмешаться в ситуацию родителям, учителям, психологу.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если не знаете, как воспитать самостоятельного ребенка. Наши психологи дистанционно расскажут вам об особенностях детской психики и предложат план по приучению ребенка к самостоятельности.

Online консультация

Частые вопросы

С какого возраста нужно прививать ребенку самостоятельность?
+

Специалисты в области детской психологии считают, что оптимальный возраст для начала формирования самостоятельности — 2 года. У трехлеток стремление к самостоятельности проявляется уже очень активно. Малыш все чаще говорит «я сам». Нужно поощрять инициативу, чтобы не вырастить несамостоятельного, ленивого человека.

Какие ошибки чаще всего совершают родители в формировании самостоятельности у ребенка?
+

Основная ошибка — подавление желание быть самостоятельным. Желая сэкономить время и нервы взрослые начинают делать все сами. Не ждут, пока малыш выполнит действие сам. В итоге вместо установки — я могу, формируется другая — у меня не получится, за меня это лучше сделают родители. Если вы хотите, чтобы дочка, сын росли самостоятельными, никогда не делайте то, с чем они могут справиться сами.

Может ли ребенок сам стать самостоятельным, без помощи родителей?
+

Самостоятельным не становятся вдруг, это качество должны развивать близкие взрослые с ранних лет. Воспитание самостоятельности у детей — это постоянный труд. Нужно уметь не только зарабатывать родительский авторитет через наказания за неподчинение. Но и давать сыну, дочери право на ошибку, искренне хвалить и доверять.

Заключение эксперта

Чтобы развить самостоятельность у ребенка, взрослым нужно избегать авторитарности в воспитании и гиперопеки. Все это мешает учиться принимать решения, расти здоровой личностью. Если момент упущен, сын или дочь растет несамостоятельным и безынициативным, необходимо проконсультироваться с психологом. Своевременная коррекция поможет избежать многих проблем во взрослой жизни.

Источники

  1. ... Елизавета Филоненко. Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности, 189 стр. «Феникс», 2016 г.
  2. ... Наталья Круглова. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка, 192 стр. «Эксмо», 2010 г.
  3. ... Екатерина. Мурашова. Любить или воспитывать?, 300 стр. «Самокат», 2012 г.
Комментарии: (1)
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
avatar
Инна
15.06.2022
Сыну 14 лет, ничего не хочет делать сам, все ждет, чтобы ему подали, решили за него. Меня эта ситуация очень беспокоит. Как научить подростка самостоятельности?
Ответить
avatar
Монахова Альбина Петровна
16.06.2022
Здравствуйте, Инна. В подростковом возрасте обычно происходит рывок в развитии самостоятельности. Причин у вашей проблемы может быть две. Или вы упустили момент, стали прививать самостоятельность поздно. Или же вы не замечаете действий подростка, потому что он делает не то, что хочется вам. Что можно сделать? Перестаньте контролировать всю жизнь сына, но проявляйте заинтересованность, обсуждайте, давайте советы, делитесь опытом. Запреты и ограничения не работают. Приучайте ребенка к самостоятельности постепенно, давайте для начала простые задания, но способ и время их выполнения пусть определяет сам. Хвалите от души, с критикой будьте аккуратной. Не исправляйте последствия неправильных решений.
Ответить

Другие статьи по теме