Что такое самостоятельность?
Самостоятельность — это обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности мышления, правильной самооценке и ответственности.
Как формируется самостоятельность:
- Наблюдение за действиями взрослых.
- Помощь родителям.
- Самостоятельное выполнение при помощи взрослых.
- Ребенок действует самостоятельно, но иногда нужно контролировать и напоминать.
- Ребенок выполняет действие абсолютно самостоятельно.
Зачем нужно приучать ребенка к самостоятельности
Самостоятельность — это необходимость. Если вы будете постоянно держать малыша на руках, ему незачем будет учиться ходить. Если будете всегда все за него решать, он не сможет научиться справляться с проблемами самостоятельно.
Часто дети, да и родители считают, что самостоятельная жизнь начинается, когда ребенок покидает родительский дом. Но это не так. Если не воспитывать самостоятельность с раннего детства, то живя отдельно, он не сможет решать свои вопросы без помощи мамы и папы.
Чрезмерная опека, подавление самостоятельности негативно влияет на формирование личности. Несамостоятельные дети становятся:
- неуверенными в себе, у них заниженная самооценка;
- склонны к резким перепадам настроения, депрессиям, не умеют бороться со стрессом;
- они чрезмерно требовательны к окружающим, считают, что все вокруг им обязаны;
- в любой ситуации, которая требует усилий, проявляют нетерпение, что негативно сказывается на учебе.
Уверенность, что ребенок станет самостоятельным сам, так же опасна для развития личности, как и гиперопека. Если предоставить самостоятельность не по возрасту, он не справится с задачей. Ему придется наблюдать недовольство взрослых, выслушивать критику. Это приводит к разочарованию, нет желания принимать самостоятельные решения в дальнейшем.
Любое самостоятельно выполненное дело — это необходимые шаги, которые формируют стремление действовать, несмотря на сложности и преграды. Именно умение преодолевать трудности нужно для развития волевых качеств, необходимых для достижения цели.
Самостоятельный человек уверен в себе, что позволяет ему привлекать к себе окружающих, легко вливаться в любой коллектив, достигать своих целей, строить успешную карьеру.
Этапы формирования самостоятельности
В развитие самостоятельности обязательно нужно учитывать возраст. Глупо требовать от трехлетки, чтобы он самостоятельно и аккуратно вымыл посуду. В каждом из возрастных периодов дети по-разному воспринимают информацию, способны выполнять посильные, понятные задачи.
Что должен уметь самостоятельный ребенок:
Возраст |
Какие решения может принимать сам, что должен уметь |
2-3 года |
|
3-5 |
Ко всем вышеперечисленным навыкам добавляется ответственность за порядок в комнате — собрать игрушки, застелить постель, вытереть пыль. Дети в этом возрасте могут выбирать, что хотели бы съесть, с кем играть, кого пригласить на день рождения. Им можно доверить простые бытовые дела, уход за домашним питомцем. |
6-9 |
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста может решать, какая одежда ему нравится и что он хочет надеть. Какие дополнительные занятия выбрать, как и с кем провести свободное время. Можно приучить распоряжаться карманными деньгами. Ходить в школу и домой самостоятельно, если заведение находится недалеко. |
10-12 |
|
13-15 |
Составлять график свободного времени, с учетом школьных и дополнительных занятий. Самостоятельно добираться до пункта назначения. Выбирать интересные для себя мероприятия. Подрабатывать, если это не мешает учебе. |
Все перечисленные навыки — условный показатель. Список можно дополнять и корректировать с учетом пожеланий и возможностей. Помощь в освоении новых умений оказывать четко в нужном объеме. Список обязанностей постепенно увеличивать, расширять границы для самостоятельных действий.
Как привить ребенку самостоятельность — основные принципы
Развитие самостоятельности родителям нужно начинать с осознания того, что ребенок — это личность, которой нужно помочь сформироваться.
Воспитание самостоятельности у детей — основные принципы:
- Уверенность родителей в силах ребенка. Чувство это должно быть искренним. Нельзя говорить, «я в тебя верю, у тебя все получится», и тут же делать все самостоятельно, потому что так быстрее и удобнее.
- Разумная поддержка. Часто детская самостоятельность проявляется тогда, когда взрослые к ней еще не готовы. Задача — не обрубить желание и стремление словом или взглядом. Нужно оказать поддержку в начинаниях, если это не опасно.
- Регулярно прививать и развивать новые навыки. Многим родителям нужно уменьшить свою активность, перестать выполнять любое желание любимого чада еще до его озвучивания. Свобода действий и стремление получить желаемое — хорошие пинки для развития самостоятельности.
- Устанавливать правильные границы. Если ребенок что-то может сделать сам, он должен делать это сам. Взрослым нужно четко дать понять, что никто за него это делать не будет. За отказ от выполнения действий должны наступить определенные последствия — ответ от внешнего мира за свои поступки.
- Правильно хвалить. Чтобы сформировать правильный образ самостоятельного человека, нужно отмечать все хорошие поступки. При этом не просто хвалить, а подробно объяснять, за что конкретно свои слова.
Старших школьников не нужно освобождать от домашних обязанностей даже при сильной загруженности в школе. Подростки должны понимать, что все члены семьи заняты, но быт никто не отменял. Посуда сама себя не помоет, пыль не улетучится сама по себе.
Как научить ребенка самостоятельности — рекомендации для родителей
Воспитание самостоятельности — это длительный, пошаговый процесс. Совершенствовать и прививать новые навыки нужно постепенно, но постоянно.
Как научить ребенка организованности — несложные советы:
- Соблюдение режима дня. Это дисциплинирует, тренирует ответственность. Сначала придется напоминать малышу и дошкольнику, что и в какое время нужно делать. Но постепенно ребенок научиться планировать день самостоятельно.
- Определите круг домашних обязанностей с учетом возраста и уровня развития. Это необходимо, что привить заботиться о себе и близких.
- Хвалите даже за небольшие, промежуточные достижения.
- Интересуйтесь мнением, потребностями и желаниями младших членов семьи.
- Позвольте самому выбирать одежду, еду, книги, игрушки, увлечения.
- Помогайте, если вас просят о помощи. Но делайте вместо него, а именно помогайте, подсказывайте и направляйте.
- Советуйтесь. Спрашивайте, что приготовить на обед, какую одежду вам лучше купить.
- Сложные задачи делите на маленькие.
- Всегда показывайте на собственном примере, что нельзя уходить от решения проблем, нужно искать выход из сложных ситуаций. Нельзя показывать свою безответственность, беспомощность.
- Ставьте новые интересные задачи, вдохновляйте. Это необходимо для того, чтобы дети не боялись трудностей и нестандартных ситуаций, могли адаптироваться к любым условиям.
- Четко формулируйте задачи, обозначайте конечную цель.
- Не придавайте большое значение неудачам. Скажите, что все люди ошибаются, приведите примеры из своей жизни.
- Поддерживайте, четко дайте понять, что вы всегда готовы помочь.
- Не говорите просто «нельзя» или «нет». Любой запрет должен быть обоснован.
- Вникайте в жизнь ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Интересуйтесь мечтами, кругом общения. Будьте внимательным и активным слушателем.
Что не нужно делать, если вы хотите воспитать в ребенке самостоятельность
Дети должны уметь думать самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Для формирования этих навыков чаще обсуждайте с младшими членами семьи события, выслушивайте их мнение, задавайте вопросы. Но сдерживайте свое желание навязать свое мнение и виденье ситуации.
Что помешает стать самостоятельным:
- постоянное ограждение от неудач при помощи безудержной похвалы, поддержки и неуместной помощи;
- оберегание от реальной жизни, стремление уберечь от любого риска и набивания шишек;
- спешка, нехватка времени;
- унижение, привычка взрослых указывать и разговаривать в повелительном тоне;
- тотальный контроль;
- завышенные ожидания — часто взрослым хочется видеть быстрые или идеальные результаты;
- исправление ошибок ребенка у него на глазах — нужно мягко указывать на недочеты и просить их исправить;
- наказание за ошибки;
- навязывание помощи, ненужные советы;
- перекладывание взрослых ответственности на себя;
- привычка взрослых оправдывать лень детей;
- неприятие факта взросления или требование взрослеть быстрее положенного.
Школьники должны уметь самостоятельно решать конфликтные ситуации. Если взрослые будут постоянно вмешиваться в отношения со сверстниками, ребенок будет расти слабым, неуверенным. Но из этого правила есть исключение. Буллинг — весомый повод вмешаться в ситуацию родителям, учителям, психологу.
Частые вопросы
Специалисты в области детской психологии считают, что оптимальный возраст для начала формирования самостоятельности — 2 года. У трехлеток стремление к самостоятельности проявляется уже очень активно. Малыш все чаще говорит «я сам». Нужно поощрять инициативу, чтобы не вырастить несамостоятельного, ленивого человека.
Основная ошибка — подавление желание быть самостоятельным. Желая сэкономить время и нервы взрослые начинают делать все сами. Не ждут, пока малыш выполнит действие сам. В итоге вместо установки — я могу, формируется другая — у меня не получится, за меня это лучше сделают родители. Если вы хотите, чтобы дочка, сын росли самостоятельными, никогда не делайте то, с чем они могут справиться сами.
Самостоятельным не становятся вдруг, это качество должны развивать близкие взрослые с ранних лет. Воспитание самостоятельности у детей — это постоянный труд. Нужно уметь не только зарабатывать родительский авторитет через наказания за неподчинение. Но и давать сыну, дочери право на ошибку, искренне хвалить и доверять.
Заключение эксперта
Чтобы развить самостоятельность у ребенка, взрослым нужно избегать авторитарности в воспитании и гиперопеки. Все это мешает учиться принимать решения, расти здоровой личностью. Если момент упущен, сын или дочь растет несамостоятельным и безынициативным, необходимо проконсультироваться с психологом. Своевременная коррекция поможет избежать многих проблем во взрослой жизни.