Понятие и определение термина
Мышление в психологии — это способность индивида создавать представление о предметах и явлениях, владеть инструментами аналитической деятельности, прибегать к решению задач через познание и осмысление. Все события мы познаем через ощущение и восприятие, то есть через чувственный опыт.
Особенности мышления имеют следующую специфику:
- Человеческое мышление строится на основе полученного ранее опыта. То есть оно зависит от того, что мы уже знаем и какие компоненты нами изучены.
- Мы всегда ищем взаимозависимость между изучаемым объектом и явлениями, которые нам известны.
Мышление, как высшая степень познания окружающего мира, тесно связано с речью. Специалистами доказана закономерность между результатом мышления и формулировкой задачи словесным способом.
В решении даже самой примитивной задачи человек моделирует и анализирует ранее приобретенные теоретические знания. Исходя из этого, процесс мышления делится на этапы:
- постановка конкретной задачи
- анализ известных примеров и поиск ответа на поставленную задачу
- принятие конкретного решения в искомом вопросе. Конкретность обеспечивает быстрое и понятное действие.
Мыслительные способности нужны человеку для того, чтобы воспринимать сложную информацию, интерпретировать ее, понимать объективную взаимосвязь между всеми процессами и окружающей средой с учетом социально-психического развития, материальной, духовной и иной деятельности.
Структура мыслей человека и уровни мышления
Говоря простыми словами, мы мыслим, чтобы получить идею, понятие, смысл, решение. Мыслительный процесс имеет следующую структуру:
Система организации умственного процесса |
Общий принцип устройства мышления |
Наличие мотивации |
У человека должна возникнуть потребность решить задачу. Мотивация дает импульс, проявляет желание начать процесс мышления. |
Анализ информации |
Сбор и изучение данных. Определение известной и недостающей информации. |
Поиск удовлетворяющего решения |
Это происходит за счет известных нам алгоритмов действия. |
Обоснование принятого решения |
Является следующей стадией мышления для получения результата. Мы проверяем найденное решение на точность. |
Реализация задуманного |
Все результаты мыслительной «работы» мы применяем на практике. Говоря кратко, делаем то, что решили. |
Коррекция |
Если в ходе реализации у нас появляется дополнительная информация, мы корректируем первоначальный план. |
Мыслительная деятельность помогает человеку воспринимать новые знания, анализировать информацию, оценивать свои действия, разбирать различные ситуации.
Мышление у индивида происходит на разных уровнях (или на всех сразу):
- На поверхности «лежат» произвольные мысли (их легко осознавать и контролировать).
- В более «глубоком слое» находятся автоматические мысли, с которым относится стереотипное мышление (то есть «навязанное» нам со стороны).
- В глубинном слое возникают бессознательные мысли, когнитивные убеждения, мешающие человеку меняться под влиянием различных факторов.
Формы мышления и его функции
В конце мыслительной деятельности человек получает представление о том или ином событии, явлении. То есть мы понимаем признаки объекта и можем сделать определенные умозаключения. Поэтому основными формами мышления являются: суждение, понятие и умозаключение.
Мышление несет в себе прежде всего познавательную функцию. Вслед за ней идет:
- аналитическая — умение собирать и анализировать данные
- оценочная — осмысление и анализ сложившейся ситуации
- вариативная — поиск путей разрешения возникшей проблемы
- системная — построение последовательности действий
- мотивационная — получение стимула и побуждения к дальнейшим действиям
- целеполагающая — заключается в планировании действий и формировании цели
- функции контроля — проверка и регулирование собственного поведения
Свойства мышления
Мы уже многое узнали о таком явлении, как познание и осмысление, и теперь стоит немного упомянуть о свойствах и особенностях мыслительной деятельности.
- Целенаправленность. Мышление всегда имеет какую-то цель. Мы размышляет и анализируем для чего-то — получить определенное решение, найти ответ на вопрос, понять суть явления и т.д.
- Опосредованность. Мы основываемся не только на своем личном опыте, но и на полученных знаниях, анализе косвенной информации. Например, может не иметь медицинского образования, но при этом знать, как оказывать первую помощь. То есть он сможет оценить опасность и собственные ресурсы, чтобы помочь человеку.
- Обобщенность. В процессе познания мы даем предметам общее описание и наделяем их определенными свойствами.
- Субъективность. Мышление свойственно каждому мыслящему субъекту.
- Практичность. Мышление — это процесс, охватывающий все жизненные сферы человека и применяемый в любой ситуации.
Виды мышления
Специалисты из разных научных областей (психологии, философии, педагогики, медицины) тщательно изучают процесс мышления, и несмотря на разность теоретических и практических подходов, они пришли к общему мнению, что мышление состоит из трех стадий развития:
- Предметно-действенное мышление заключается в непосредственном восприятии исследуемого объекта. Предметное мышление основано на взаимосвязи предмета с пространством и временем.
- Наглядно-образное мышление дает личности возможность восстанавливать образ предмета в уме, анализировать его без визуального сопровождения.
- Абстрактное или словесно-логическое мышление – высшая стадия, которая позволяет решать логические задачи в уме.
Каждая из стадий мышления развивается и формируется у человека в процессе обучения и накопления опыта, знаний и навыков.
Каким еще бывает мышление? Давайте приведем небольшую таблицу и рассмотрим основные типы мышления:
Как называется |
Характеристика мышления |
Логическое |
Способность последовательно и закономерно доказывать что-либо. |
Аналитическое |
Задействуется тогда, когда индивиду нужно обработать много информации |
Критическое |
Позволяет человеку противостоять манипуляциям, отсеивать недостоверную информацию, отличать истинное от ложного. |
Некритическое |
«Срабатывает» в случае восприятия услышанной информации на веру, без анализа и проверки. |
Научное |
В научном мышлении присутствует неизменный и фиксированный алгоритм сбора данных, их систематизации и проверки. |
Творческое (креативное) |
Нужно для генерирования новых идей, формирования необычных мыслей, создания новых открытий. Его еще можно назвать нетривиальным мышлением. |
Визуальное |
Помогает объяснять и доносить новые идеи, структурировать большой объем информации. |
Понятийное |
Теоретическое мышление нужно для выявления решений, основываясь не на практических знаниях, а на отдельных понятиях. Когда нет опыта, а есть теория. |
Системное |
Необходимо для формирования взаимосвязанных структур, понимания контекста. |
Стратегическое (тактическое) |
Позволяет достичь желаемого через планирование. |
Пространственное |
Способность «генерировать» в уме пространственные образы. |
Символическое |
Его еще называют знаковым мышлением. К этому типу склонны люди с математическим образом мышления. Они воспринимают информацию через коды, числа, формулы, символы. |
Психологическое |
Способность анализировать эмоции и действия, обнаруживать связь между прошлым и настоящим, понимать чужие мотивы и намерения называется мышлением психологическим. |
Как расширить и усилить мышление
Чем лучше у нас развита способность адекватно мыслить, тем легче нам взаимодействовать с социальной средой, понимать происходящее, отличать истину ото лжи, интерпретировать сведения.
- Чтобы развить мышление, нужно делать упражнения, направленные на тренировку мозга. К ним относят кроссворды, ребусы, головоломки, логические игры. Это не только тренирует ваше мышление, но и позволяет с пользой и интересом проводить время.
- Еще один метод развития мышления — чтение книг. Выбирайте не легкую публицистику, а более трудную для понимания литературу. Можно читать детективы или научно-популярную фантастику. Хорошей практикой будет последующее обсуждение прочитанного с членом семьи или другом.
- Выполняйте упражнения для повышения концентрации. Например, делайте привычные дела левой рукой (если вы правша) и наоборот — чистите зубы, держите ложку, пишите (если можете).
- Учите стихи. Школьная программа вам в помощь. Так вы будете тренировать не только мышление, но и память.
- Не забывайте про здоровый образ жизни — избегайте вредных привычек, сильного стресса, переутомления и переедания. Соблюдайте режим сна и бодрствования.
Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
Частые вопросы
Это понятие применяется, когда говорят, что у индивида узкое мышление — аморфное (в котором утеряна логическая связь), поверхностное, примитивное.
Это поиск свойств и отношения к предмету, которое направлено на внешний мир. Например, к нему можно отнести реалистическое мышление.
От качества мыслительных действий. Плюсы заключаются в скорости обучения и усвоения информации, реагирования на внешние раздражители, быстроте профессионального развития, умении рассуждать и доказывать свою точку зрения.
Заключение эксперта
Мышление — важный и основной психический процесс, позволяющий получать знания, решать проблемы, выходить из трудных жизненных ситуаций, воспринимать изменения среды обитания и действительности. Чем более развита у индивида склонность к мышлению, тем выше его умственные способности, тем шире его сознание, больше словарный запас, выше интеллект.