teledoctor 24

Психология цвета

Монахова Альбина Петровна
Автор статьи
клинический психолог  •  Стаж 17 лет

Различные цвета окружают человека с самого рождения. Примерно с 3-4 месяцев мы умеем отличать основные тона и формируем определенную ассоциацию с ними. Краски повсюду и их разнообразие оказывает на нас определенное влияние.

Мы выбираем одежду, предметы интерьера в зависимости от индивидуальных предпочтений, самоощущения и эмоциональной стабильности. Цвет говорит о нашем темпераменте и настроении. Цвет также влияет на характер человека.

Из этой статьи вы узнаете, что обозначают те или иные цвета, как человек выбирает любимый цвет и от чего зависит выбор цвета.

Психология цвета

Почему мы выбираем разные цвета

Психология восприятия цвета связана с несколькими факторами. Прежде всего с внутренними биологическими механизмами, продиктованными эволюционной составляющей.

Так, у древнего человека синий или черный цвет ассоциировался с ночью, а для желтого цвета ассоциация была связана с солнцем и хорошей погодой.

Выбор современного человека и символика цветов сформировалась издревле. Женщины всегда занимались собирательством, и их глаза были «натренированы» на поиск красных ягод среди зеленой травы. Для мужчин восприятие красного было не так важно (так как они занимались охотой и добычей).

Ассоциация человека с цветом продиктована также гендерными стереотипами. Наши мамы и мы так же одеваем девочек в розовое, а мальчиков — в голубое. Так, у наших детей возникает определенная интерпретация цвета: мальчики и мужчины носят синие, зеленые, коричневые, темные оттенки, а розовые, яркие, светлые и «ванильные» цвета, которые предпочитают девушки.

Люди символизируют для себя определенную цветовую палитру в том или ином ключе в зависимости от личного опыта, эмоций, обстановки, психологического равновесия.

Для кого-то темные и мрачные тона, например, в одежде означают негатив (в основном черный называют негативным цветом), а для кого-то это цвет строгости, уверенности и собранности. Для ряда людей агрессивный цвет — красный, а для других — он символизирует любовь и страсть.

Если говорить кратко, то цветовые ассоциации и восприятие цвета очень индивидуально. Каждый человек предпочитает тот или иной цвет (имеет максимум 2-3 любимых) и это предпочтение может меняться со временем.

Монахова Альбина Петровна
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите научиться создавать свое настроение по цветам, разбираться в психологии и понимать эмоции других людей. Наши специалисты помогут вам освоить психологию оттенков и расскажут, как разные оттенки влияют на настроение и активность.

Online консультация

Значение цветов в психологии

В интернете много информации о том, что цвет в психологии ассоциируется с тем или иным качеством. Например, зеленый — спокойный, красный — чувственный, желтый — веселый. Но эта теория верна лишь отчасти. Разные оттенки и тона несут в себе различные трактовки для каждого человека. Это зависит от разных факторов:

  • профессии (белый часто ассоциируется с медицинским халатом, это значит, что человека в белом символизируют с медицинским работником)
  • опыта (например, если человек попал в аварию в красной одежде, то впоследствии он может считать красный опасностью)
  • общепринятых правил (возьмем тот же светофор, красный — движение запрещено, опасность, зеленый — спокойно можно двигаться или переходить дорогу)
  • культурных различий (для большинства стран черный значит траур и смерть, в то время как в Китае, некоторых стран Азии и Африки белый — цвет траура)

Помимо этого, связь с определенным тоном может передаваться с воспитанием из поколения в поколение (если посмотреть в историю, то для разных династий определенный оттенок обязательно присутствовал на гербе, в одежде и имел свое обозначение).

Важно! Выбор того или иного тона (в одежде, интерьере, аксессуарах) зависит от личных предпочтений, пережитого опыта, ассоциаций, душевной стабильности, эмоционального настроя и темперамента.

Характеристика цветов

Доказано, что психология цвета влияет на человека, действует на эмоции и подсознание. Определенный оттенок может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции (радость, умиротворение, энергичность, грусть, тоску, тревогу).

В таблице ниже мы рассмотрим общепринятое психологическое значение цветов. Знание символики и расшифровки оттенков в психологии поможет вам понять настроение другого человека, его мотивы, стремления, какие-то личностные черты.

Конкретный оттенок

Описание и расшифровка

Фиолетовый

Означает опытность, мудрость, чувственность, соучастие. Если данных оттенков много, то они могут вызывать меланхолию. А в сочетании с оранжевым фиолетовый способствует появлению неврозов. Но при этом данный тон помогает поверить в собственные силы, высшее сознание и убрать негативные эмоциональные состояния.

Синий

Успокаивает, вызывает чувство доверия, расслабляет (и ум, и тело). Холодный и насыщенный тон, который ассоциируют с космосом и Вселенной, а также морем (глубоким, суровым, северным).

Зеленый

Оттенок гармонии, спокойствия, природы, жизненной силы. Чем насыщенней зеленый, тем более сильное действие он имеет — успокаивает, переносит в природную атмосферу, умиротворяет.

Красный

Насыщенный и яркий красный ассоциируется со страстью, огнем, силой и воинственностью. Его предпочитают активные люди с лидерскими качествами и активным темпераментом. Светлый оттенок вызывает возбуждение, а темные или приглушенные тона прибавляют солидности и важности.

Желтый

Означает радость, счастье, теплоту, легкость и непринужденность. Хорошо воздействует на умственную деятельность и помогает зафиксировать в памяти приятные впечатления.

Черный

Строгость, ограниченность, воздержание, суровость. Для некоторых это — подавленность, агрессия и депрессия. Психологи утверждают, что любители черного в одежде скрывают от окружающих свое «я».

Розовый

Оттенок беспечности, юности, беззаботности, влюбленности. Чаще всего его выбирают недоверчивые и рациональные люди, которые всегда просчитывают каждый свой шаг.

Белый

Невинность, непорочность, стерильность, чистота, смирение, точность. Этому тону присуща легкость, простота, справедливость и беспристрастность.

Влияние различных оттенков на эмоции человека очень субъективное, потому как восприятие оттенка формируется в головном мозге того человека, который смотрит на тот или иной оттенок

Важно! Описание выше дано для чистого оттенка. А если один оттенок смешать с другим, то ассоциация от полученного результата может измениться. Если чисто желтый несет радость, то зеленовато грязно-желтый будет вызывать зависть.

Какое влияние на человека оказывает цвет?

Оттенки воздействуют на подсознание и эмоции человека. Эксперименты показали, что 80% оттенка воспринимает наша нервная система и только 20% — зрение.

Разные оттенки обладают разными характеристиками. Например, они могут:

  • подчеркивать чувства или подавлять их
  • создавать теплую атмосферу и понимание или же, наоборот, создавать напряженность
  • вызывать определенные реакции
  • отталкивать или привлекать
  • доставлять наслаждение (как зрительное, так и эмоциональное)
  • придавать объемность предметам и подчеркивать фактуру
  • создавать настроение

Пример 

Ирина работает учителем, ее профессия накладывает на нее определенные обязательства — учитель должен быть сдержанным, строгим, создавать определенную атмосферу на уроке. Поэтому Ирина выбирает спокойные, но насыщенные тона в одежде, избегает ярких и кричащих оттенков, массивных аксессуаров. Но в обычной жизни Ирина любит яркие тона в одежде, чаще выбирает красные оттенки, при этом она не боится излишнего внимания к себе и хочет тем самым подчеркнуть свою активную жизненную позицию.

Частые вопросы

Как цвет влияет на человека?
+

Разные оттенки способны стимулировать мозговую деятельность, вызывать определенные эмоции, провоцировать на совершение определенных действия, вызывать ассоциации.

Где применяют знания о различных расцветках?
+

Чаще всего знания об оттенках применяют в рекламе, маркетинге, продажах — при разработке упаковки, логотипа, рекламного ролика. Также знаниями пользуются психологи, психотерапевты, дизайнеры.

Как проявляется реакция на цвет?
+

Реакции связаны с изменением эмоций, моторики, двигательной активности, сознания. Могут сокращаться или расслабляться мышцы. Может изменяться мимика, движения, чаще учащаться пульс.

Заключение эксперта

Психология цвета — увлекательная и популярная тема. Она позволяет лучше понимать людей, их поступки, характер, управлять действиями и обстоятельствами. Яркие краски привносят в нашу жизнь не только сильные впечатления, но и эмоции (как положительные, так и отрицательные). Этим пользуются маркетологи, рекламщики, психологи. Зная о том, какой оттенок предпочитает тот или иной человек, вы можете лучше его понимать.

Источники

  1. ... Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием. //Математические методы в психиатрии и неврологии. Л., 1972
  2. ... Вундт В. Основы физиологической психологии. М., 1880
  3. ... Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. //Психические заболевания. Л., 1970
  4. ... Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. — Вестн. Моск. ун-та — сер 14. — 1988
Комментарии: (1)
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
avatar
Анна
14.11.2022
Здравствуйте! Во сколько дети начинают различать цвета и как происходит детское восприятие?
Ответить
avatar
Монахова Альбина Петровна
15.11.2022
Здравствуйте, Анна! Младенцы в возрасте 3-4 месяцев различают базовые тона — синий, красный, зеленый, желтый. Примерно до 1 года дети не имеют особых предпочтений, им нравится все яркое, но не пестрое. Статистика подтверждает, что детям от 4 до 7 лет больше нравится красный и синий. Школьники предпочитают яркие и насыщенные оттенки и стараются избегать черных, серых и мрачных тонов.
Ответить

Другие статьи по теме