Причины ЗПР
Причинами задержки психологического развития могут быть социально-психологические, биологические факторы.
Биологические факторы
Они способны вызывать нарушение созревания отделов головного мозга. Причинами являются:
Наименование |
Описание |
Патология беременности |
|
Соматические заболевания ребенка |
|
Иногда задержка в развитии является генетически обусловленным диагнозом.
Социальные факторы
Отставание в психическом развитии возникает в результате действия социальных факторов. Однако, это не исключает наличие биологических факторов. Чаще всего такие детки растут в условиях гипер- или гипоопеки, нехватке общения со сверстниками, при авторитарном характере воспитания малыша. Может развиваться при ранних патологиях со слухом, зрением, при дефектах речи.
Классификация патологии
Согласно классификации Лебединской К.С. выделяют следующие типы ЗПР:
Наименование |
Описание |
Конституционного генеза |
Замедляется развитие ЦНС. Преобладает психический, психофизический инфантилизм |
Соматогенного генеза |
Обусловлен длительными, тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте, что приводит к задержке развития |
Психогенного генеза |
Развивается в результате неблагоприятных социальных условий |
Церебрально-органического генеза |
Возникает в результате первичного не грубого органического поражения головного мозга |
Пример
В клинику обратилась мама с сыном 5 лет. Она жаловалась на медленный темп речи сына, которая к тому же была невнятная, негромкая. Мимика выражалась слабо, быстрая утомляемость. Женщина ранее обращалась к невропатологу с аналогичными жалобами. Поставлен диагноз: ЗПР. Энцефалопатия. Ребенок направлен в психоневрологическую больницу для обследования. На первом году жизни ребенок был активным, отмечалось двигательное беспокойство, сон нарушен. Некоммуникабельность. Назначено: ОАК, ОАМ, ЭКГ, ЭЭГ. Диагностика логопеда, психолога. На основании осмотра, специалисты сделали следующее заключение: педиатр отклонений в здоровье не отметил, логопед - общее недоразвитие речи третьего уровня, псевдобульбарная дизартрия, психолог - ЗПР. Назначено медикаментозное лечение, наблюдение у логопеда, психолога, психотерапевта.
Симптомы ЗПР у детей
Охарактеризовать малыша с задержкой развития можно по трем параметрам: интеллектуальному развитию, речевому статусу, эмоциональной сфере.
Интеллектуальное развитие
Нарушение интеллекта в легкой форме, затрагивают все важные процессы:
- восприятие. Оно фрагментарно, неточно, замедленно. Крохе тяжело формировать целостные образы окружающего мира. Слуховое восприятие развито хуже зрительного;
- внимание. Неустойчивое, поверхностное, кратковременное. Маленький человек быстро отвлекается на раздражающие факторы, ему сложно сконцентрироваться на занятии. При сильном переутомлении появляются признаки СДВГ;
- память. Характеризуется мозаичностью запоминания подаваемого материала. У детей с отставанием психического развития преобладает наглядно-образная память, низкая мыслительная активность;
- мышление. Преобладает наглядно-действенное мышление. Образное нарушено. Это происходит из-за неточности восприятия. Без помощи взрослого абстрактно-логическое мышление невозможно. Затруднен анализ, сравнение. Дети не могут упорядочить события, сформулировать четко выводы.
Речевой статус
Преобладает искажение произношения звуков. Нарушена слуховая дифференциация. Словарный запас ограничен. Ребенку тяжело строить связные высказывания. Часто ЗПР сопутствует ЗПРР, полиморфная дислалия, дислексия, дисфагия.
Эмоциональная сфера
Для детей с ЗПР характерна лабильность. Эмоционально задержка развития проявляется:
- быстрой сменой настроения;
- легкой внушаемостью;
- безволием, безынициативностью;
- незрелостью личности;
- агрессивностью;
- конфликтностью;
- повышенной тревожностью.
Отмечается замкнутость. Играть такие дети любят в одиночестве. Игровая деятельность однообразна, стереотипна. развернутый сюжет в играх отсутствует.
Диагностика ЗПР
Диагноз ставится комплексно. Для этого необходимо пройти ряд специалистов и обследований. Необходимые специалисты:
- дефектолог;
- логопед;
- психолог;
- психиатр;
- психотерапевт;
- невролог.
Каждым врачом проводятся тестирования малыша, на основании результатов которых и ставится диагноз:
- нейропсихологическое тестирование;
- диагностическое обследование речи;
- выявление сопутствующих отклонений (дисграфия, дискалькулия и пр);
- исследование интеллектуальных процессов.
Инструментальная диагностика включает в себя КТ, ЭЭГ.
Дифференциальную диагностику проводят с аутизмом, олигофренией.
Осложнения ЗПР
Детям с подобными отклонениями довольно трудно контактировать с окружающими его людьми. При отсутствии терапии, ребенок становится замкнутым, агрессивным. У него нарушаются элементарные навыки, появляются психические расстройства, сопутствующие заболевания. Во взрослой жизни устроиться такому ребенку будет сложно.
Коррекция
В данном процессе должны участвовать родители и специалисты. Отличным вариантом будет корректировать ЗПР у детей дошкольного возраста. Иными словами, чем раньше заметить патологию, тем больше шансов подготовиться к школе. ЗПР у детей школьного возраста корректируется в школах специального типа, родителями.
Ребенок с задержкой проходит специальную комиссию ПМПК, которая дает заключение и направление в специализированные ДОУ, школы 7 типа. Особенностью является дозированность подаваемого материала. Здесь делается упор на наглядные пособия, постоянное повторение, частая смена видов деятельности. Пр коррекции делают упор на:
- познавательные процессы;
- эмоциональную, сенсорную, моторные сферы;
- коррекции речи.
Медикаментозная терапия назначается после осмотра врачами. Выбор препарата, курса приема зависит от выявленных соматических, церебрально-органических нарушений. Может быть рекомендована ЛФК, физиотерапия, массажи, плавание.
Профилактика патологии
К профилактическим мерам относят:
- тщательное планирование беременности;
- создание максимально комфортных условий для новорожденных;
- выявление и устранение соматических проблем у малышей в раннем возрасте;
- своевременное выявление отклонений в развитии и их корректировка.
Специфических мер профилактики данной патологии нет.
Частые вопросы
Определение ЗПР - отставание в психическом развитии. Включает в себя комплекс состояний, характеризующиеся равномерным или неравномерным отставанием в развитии.
Нет, данную патологию можно только скорректировать, помочь ребенку адаптироваться. Чем раньше будет начата терапия, тем больший успех ждет ребенка в дальнейшем. Многие симптомы удается сгладить на коррекционных занятиях со специалистами.
Определенная степень задержки развития не лечится. Однако это не мешает специалистам обеспечить детям комфорт и улучшить качество жизни. Данная патология подлежит корректировке. Препараты назначаются для поддержания общего состояния ребенка, чтобы помочь в усвоении материала.
Заключение эксперта
Задержка психического развития - не приговор. При обнаружении у ребенка отставания, важно пройти обследование. Необходимо помочь ребенку адаптироваться. Для таких детей особенным является и подача материала. Поэтому ПМПК выдаются направления в специализированные ДОУ, школы 7 типа.